Цой-Педе: где расположен чеченский «город мертвых»
На территории Чеченской республики, недалеко от грузинской границы, расположено одно из самых крупных погребальных сооружений в России. Местные жители называют его «Цой-Педе», что означает – «святилище Бога».
Город мертвых в стране солнца
Цой-Педе находится в верховьях Малхистинского ущелья, неподалеку от селения Итум-Кале. Само название исторической области Малхиста переводится как «страна солнца» и восходит к языческому периоду в истории Чечни. Исследователи датируют некрополь XIV – XVI веками, однако здесь есть и куда более древние захоронения, например, пятого века нашей эры. Именно тогда в «городе мертвых» стали появляться первые склепы. В основном они многоярусные: внутри по сей день можно увидеть полки, на которые клали тела умерших. Некрополь стоит на возвышенности неслучайно – такое расположение обеспечивает проникновение внутрь солнечного света и хорошую циркуляцию воздуха. Все это способствовало природной мумификации тел. Помимо сорока склепов со средневековыми останками здесь можно найти две сторожевые башни, а также святилища, куда мужчины приносили дары для богов. Известно, что в XVII веке склепы все еще использовались по прямому назначению, и число их неизменно росло.
До последнего времени самым крупным некрополем на территории Северного Кавказа считался осетинский Даргавс, но захоронения в Малхисте, по мнению многих историков, имеют все шансы оказаться более внушительных размеров. Чеченские склепы изучены не полностью; ученые всерьез заинтересовались ими лишь несколько лет назад. В былые времена жизнь в Малхистинском ущелье била ключом: об этом напоминают развалины на горных склонах и следы террасного земледелия на холмах. Согласно переписи населения 1925 года, здесь проживало 893 человека, а спустя девятнадцать лет число жителей выросло до тысячи. В марте 1944 года чеченские селения опустели – местных жителей депортировали. Вернуться им разрешили в 1957 году, но доступ в горные села закрыли.
Последнее пристанище
Согласно преданию, в далекие времена в Цой-Педе раз в год собиралось общечеченское войско. Вне зависимости от того, как далеко жили воины, в определенный день им всем приказывали прибыть сюда. Того, кто доберется до места последним, казнили. Существует древняя легенда об этом обычае: однажды воин намеренно замедлил бег своего коня и опоздал. Когда старейшины спросили его, почему он добровольно пошел на смерть, юноша объяснил, что накануне женился, но узнал, что его супруга влюблена в другого человека. Чтобы любимая обрела свободу, он принял решение погибнуть. После того, как воин произнес свою речь, явился другой всадник. «Казните меня», – обратился он к старейшинам. Та самая девушка была его возлюбленной, однако он решил не мешать ее браку. Старейшины были удивлены благородству воинов и навсегда отменили суровый закон предков.
Этнографы уверены, что в Средние века чеченцы заранее готовились к смерти, желая встретить ее в Цой-Педе. Старики и тяжело больные люди нередко сами приходили в склеп и там готовились отойти в мир иной. Поступали так и во время эпидемий, когда было неизвестно, где больной проведет последние часы жизни. Добравшись до ущелья, человек взбирался на склон, выбирал для себя подходящий склеп, проходил через специальное окошко и ложился на каменные нары, покорно ожидая собственной смерти. Основываясь на расположении костей умерших, исследователи Цой-Педе полагают, что порой живые «претенденты» на склеп вынуждены были соперничать с мертвыми. Если человек видел, что на подходящем для него месте уже лежит чье-то тело, он мог сбросить его вниз и занять освободившиеся нары. Через некоторое время его останки тоже могли покинуть выбранное место – местные жители относились к этому философски и не осуждали покойников.
Читайте наши статьи на Дзен