Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2020-11-25 14:00:47
Фаина Шатрова

«Белый царь»: почему кубанские казаки так называли правителей Руси

Казаки любили приговаривать: «Белый царь во Святой Руси, а мы на Вольном поле». Назывался русский царь белым во многих казацких песнях, байках и быличках, а также при официальном обращении и в деловых документах. Почему же казаки называли русского правителя белым? Попробуем разобраться.

Культурно-языковое заимствование

Историк В. Трепавлов в книге «Белый царь: образ монарха и представление о подданстве» обращает внимание, что белыми царями русских правителей, «не сговариваясь», именовали многие неславянские народы. Сибирские татары, башкиры, ногайцы с XVI века употребляли этот термин в переписке с московскими правителями. Казахи и жители Северного Кавказа белым именовали русского царя с XVII-XVIII вв. Тюркские язычники, живущие в Южной Сибири – на Алтае, в Хакасии, Туве и граничащих с ними землях, а также монгольские народы Центральной Азии (буряты, ойраты, халка) также активно использовали в речи и деловой переписке понятие белого русского правителя.

Не исключено, что казаки, на протяжении всего исторического развития, активно контактировавшие с татарами, горцами и многими другими народами позаимствовали их терминологию. С другой стороны, возможно, что образ белого царя был перенят казаками из славянского и русского фольклора, где белый цвет связывался с сакральностью и чистотой верховной власти.

В. Трепавлов отмечает, что если тюрки и монголы называли «белым» правителя далекого и чужого, некоего абстрактного владыку бескрайних просторов могущественной Руси, то в русском сознании белый царь – правитель свой, идеализированный, воплощающий только светлые черты. Неслучайно в русском фольклоре белый царь употребляется рядом с такими определениями, как «благодатный» и «благочестивый», «милосердный» и «милостивый», «надежда» и «славный», «праведный» и «прозритель».

Преемник татарских ханов

Как известно, с XV века Россия начала планомерно расширять свои территории на Восток. Восточным, а затем и южным соседям такое расширение преподносилось как «победоносная борьба за наследство Золотой Орды». Новая власть налаживала отношения с бывшими подданными татарских ханов по уже знакомым канонам, а центром новой-старой государственной власти стал белый царь.

Он, по мнению В. Трепавлова, фактически сменил хана, но при этом и административный уклад, и идеологическая парадигма остались прежними. Несмотря на то, что русская власть делала акцент на византийскую преемственность, в глазах жителей восточных окраин России, Поволжья, Урала, Сибири, по могуществу и авторитету русский царь, а позднее – и император, мог сравниться только с золотоордынским правителем.

Преемственность, как пишет В.Трепавлов, выражалась в определенном наборе полномочий царей и ханов. Они облагали подданных податями и собирали в казну «ясак». Могли жаловать почетным титулами и должностями. Наделять землями. В связи с этим достаточно вспомнить, что было даровано кубанским казакам после ликвидации Запорожской Сечи в 1775 году. Из рук императрицы Екатерины оставшиеся в южных губерниях России «верные казаки» получили в 1792 году «в вечное владение» Таврический остров Фанагорию и ежегодный бюджет на содержание войска в 20 тысяч рублей. Интересно, что первым атаманом кубанских казаков стал Сидор Белый.

Свой белый батюшка

В статье «Архетипические основы антиномии «свой-чужой» в годы Кавказской войны» коллектив авторов напоминает читателю о бытовавшей в среде казачества отчетливой антитезе. Всё «своё» казаки воспринимали положительно, «чужое» – отрицательно. Две стороны мироздания окрашивались в конкретные цвета. «Своё» – в белый, «чужое» – в черный.

Белый цвет символизировал службу благому делу, неистребимую верность, культ предков и богоизбранность, поэтому в фольклоре сами себя казаки представляли не только славными и храбрыми, но и светлыми или белыми. А русский правитель символично ассоциировался в казачьем сознании с «белым отцом» и защитником православной веры. Среди прочих с этим утверждением согласен и В. Даль, в Толковом словаре которого указано, что белыми называли триединство – «вера», «отечество» и «царь».

В качестве примера стоит привести факты из статьи О. Матвеева об исторической памяти кубанского казачества о последнем российском императоре. Казаки считали русского правителя общим отцом всех подданных православной веры, святым покровителем и щедрым благодетелем. Показательно, что портрет царской семьи или одного императора Николая казаки ставили рядом с иконами. Неслучайно в казачьих песнях эпитет «белый царь» используется наряду с «батюшкой», «наш отец», «наша надёжа православный царь», «ты наш батюшка, Государь земной».

Служба белому царю, помазаннику Божьему, считалась «исключительно почетной». Особенно – служба в личной конной гвардии государя, где, по мнению кубанских казаков, происходило максимальное сближение царя-батюшки с сынами-казаками. Если вернуться к Николаю Второму, то его казаки уважали и чтили как щедрого и справедливого родителя-правителя. При нем кубанские казаки имели права, хорошие земельные наделы и определенные вольности.

Казачье Вольное поле

Для понимания причин, по которым казаки называли русских правителей «белыми», стоит рассмотреть и еще один факт. В статье «Символика цвета в русской традиционной культуре»      Г. Лебедева напоминает, что с конца XV века московский правитель обретает независимость, а «белой» начинают именовать ту часть Руси, которая не подчиняется татарским ханам. Освобожденные от дани земли называют «белыми». В этом смысле «белый царь» коррелируется с понятиями независимости и свободы. А именно воля всегда являлась одной из ключевых ценностей казачества.

Не забудем и о такой важной составляющей казачьего мировоззрения, как монархизм. В статье «Государство и общество в системе ценностей кубанских казаков» И. Васильев верно подмечает, что сакральность белого монарха тесно переплеталась с традициями «свободной ему службы». Казаки поступали на царскую службу добровольно по договору и обязательному негласному условию – признавать казачьи свободы и права. Служившие белому государю кубанские казаки осознавали элитарность своей миссии, ценили данную свободу, гордились собственной значимостью в непосредственной близости к независимому белому престолу.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: