Варган: почему этот сибирский музыкальный инструмент на самом деле изобрели русские
В наши дни этот инструмент под названием хомуз/комуз считается принадлежностью исключительно народов Северной Азии и Сибири, тогда как исторически он был распространен именно у русских и назывался варган.
Сварганить мелодию
Исторически так назывался именно русский народный инструмент, общим наименованием типа стало лишь в первой половине XX века, когда русские уже накрепко забыли про его использование и он разве что остался у северных народов. Этимологически название восходит к славянскому «варга» — рот, уста, на что указывал еще Владимир Даль.
Есть богатая археология, подтверждающая распространение варгана в славянских и уже русских землях. В Белоруссии выкопаны варганы XI—XVIII веков. В Великом Новгороде археологи нашли на раскопках шесть варганов, датируемых XIII—XV веками и один найден на дне реки Волхов. В XIX веке варган широко использовали в поволжских губерниях.
Термин «варган» встречается уже в самом первом толковом словаре русского языка — «Словаре Академии Российской» 1789 года. Есть подтверждения использования термина в XV—XVII веках. Оставил варган след и в отечественной литературе — о нем писали Одоевский и Даль, он упоминается в песнопениях, сказаниях и поговорках. О русском варгане собрано немало материалов такими исследователями, музыковедами и фольклористами, как Владимир Поветкин, Константин Вертков, Николай Привалов, Артем Агажанов, Дмитрий Покровский.
Различают, как минимум, два вида варгана — пластинчатый и стержневой. Первый является продолговатой пластинкой с вырезанным в ней язычком. Стержневой — более поздний вариант, уже металлический, из двух частей: рамки и язычка, соединенных между собой ковкой. При изготовлении стержневого варгана использовалась не только бронза или железо, но даже и серебро.
Растяни меха, гармошка!
Несмотря на незамысловатость конструкции, варган способен издавать довольно изощренные мелодии, богатые тембром и диапазоном, в чем-то напоминающие исполнение на электронных инструментах. Это разнообразие и послужило практически повсеместному распространению варгана как музыкального сопровождения праздников и разного рода торжеств. Интересно, что в старину игра на варгане рассматривалась как способ гармонизации состояния и внутреннего мира человека, прочищения сознания, балансировки функционирования внутренних органов. Современные исследования подтвердили правильность подобных представлений.
Овладению игре на варгане исполнители отдавали годы, а то и десятилетия. Именно эта сложность в освоении стала причиной ухода варгана из русского быта, полагают исследователи. Вытеснению варгана способствовало распространение гармошки, аккордеона и баяна, искусство игры на которых давалось не в пример легче. Последний варганист фиксируется в Новгородской губернии в 1903 году. В Европе варган сходит со сцены примерно в это же время, но тут его вытеснила губная гармоника.
У народов Советской Азии, Алтая и Севера варган пережил репрессии сталинских годов, когда его запрещали как наследие шаманизма. Возрождение началось в 1960—1970-е годы с интереса к инструменту у ученых. В Якутии это был Иван Алексеев, научный сотрудник Института языка, литературы и истории Якутского филиала Сибирского отделения Академии наук. Сейчас он является президентом Международного центра варганной музыки, расположенного в Якутске, где есть Музей хомуса народов мира. В широких массах советского народа варган стал известен благодаря творчеству певца Кола Бельды.
Читайте наши статьи на Дзен