Братья Ляпуновы: чем прославились главные авантюристы Смутного времени
Одними из главных действующих лиц Смутного времени Московского государства в начале XVII века были рязанские землевладельцы братья Ляпуновы – Захарий и Прокопий. Они постоянно находились в центре бурных событий, попали и в число заводчиков новых военно-политических предприятий. Особенно прославился этим Прокопий. Будь судьба к нему милостивей или обладай он большей дипломатичностью, возможно, он остался бы в нашей истории национальным героем первого плана и занял бы в ней место Дмитрия Пожарского как освободителя Отечества.
Заводчики смут
Ляпуновы вели свое происхождение от младшего сына Александра Невского – Константина, княжившего в Галиче-Мерьском. Род Ляпуновых давно не носил княжеского титула, но всё же это было весьма авторитетное семейство в Рязанской земле. По словам Сергея Платонова, «Рязань тогда отличалась очень постоянным и сплочённым характером своего служилого населения… В этом углу давно обжились и перероднились, ссорились и мирились между собою зажиточные и многолюдные семьи детей боярских… Хорошо поставленные в отношении служебном и землевладельческом, люди этого круга были притязательны и отличались гонором».
Первые данные об активном участии Ляпуновых в политической жизни России относятся к 1584 году. Тогда, сразу после смерти Ивана Грозного, в Москве вспыхнул мятеж против одного из самых сильных вельмож – Богдана Бельского. Мятеж был инициирован Борисом Годуновым, стремившимся к безраздельному влиянию на царя Фёдора. И среди подстрекателей к бунту источники называют Прокопия Ляпунова, а некоторые – и его брата Захария. Однако с Годуновым Ляпуновы не ужились. Захария Ляпунова при его правлении дважды били (первый раз кнутом, другой – батогами) за служебные преступления.
Прокопий Ляпунов входил в войско Бориса Годунова, которое сражалось с пособниками первого Лжедмитрия. Но когда до него (апрель 1605 года) дошла весть о скоропостижной смерти Годунова, он сразу же перешёл на сторону самозванца и увлёк за собой всех рязанских служилых людей. Этот момент стал ключевым и обеспечил дальнейшее бескровное воцарение Лжедмитрия в Москве.
После убийства первого самозванца Рязанская земля горевала о нём и с радостью встретила известие об его очередном «чудесном спасении». К Ивану Болотникову, объявившему себя «воеводой царя Дмитрия», примкнули все рязанские дворяне, и первые роли среди них играли Ляпуновы. Прокопий Ляпунов совершил в Рязанской области переворот местного значения, арестовав и отправив на суд к «царю Дмитрию» наместников и воевод царя Василия Шуйского.
Однако антифеодальный характер, который стало принимать движение Болотникова, заставил Прокопия Ляпунова снова переметнуться к Шуйскому. В ноябре 1606 года под Москвой Ляпунов и другие рязанские дворяне принесли повинную царю. Тот их простил и назначил своими воеводами. В 1608 году Прокопий Ляпунов руководил царской ратью, осаждавшей город Пронск, занятый бандами второго Лжедмитрия. Во время осады Прокопий был ранен в ногу, и командование принял его брат Захарий. Тот «пьяным обычаем», как сказано о нем в историческом источнике, бездействовал. В результате царское войско потерпело поражение.
Однако Захарий Ляпунов ещё успел прославиться в одном важном деле – правда, не военного, а мятежного плана.
Свержение Василия Шуйского
Недовольство Василием Шуйским, не способным справиться с нашествием польско-украинских банд второго Лжедмитрия, нарастало. Многие россияне возложили свои надежды на его молодого племянника — князя Михаила Скопина-Шуйского. Последний оказался умелым военачальником и весной 1610 года снял осаду с Москвы, прогнав самозванца.
В это время Прокопий Ляпунов прислал в Москву Скопину-Шуйскому предложение свергнуть Василия и избрать его, Скопина, на трон. Молодой князь отказался, но не выдал посланцев Ляпунова царю. Однако кто-то всё-таки донёс Шуйскому о сношениях Ляпунова и Скопина. Вскоре Михаил Скопин-Шуйский скоропостижно скончался (23 апреля 1610 г.), и вся Москва бурлила слухами о том, что его отравили: или царь, или его брат, Дмитрий Шуйский. Прокопий Ляпунов говорил об этом открыто и рассылал соответствующие грамоты по русской земле.
В июле 1610 года Шуйский остался совсем без опоры. С одной стороны к Москве двигались поляки, с другой – банды воспрянувшего второго самозванца. Захарий Ляпунов вместе с группой единомышленников явился к царю и потребовал отречения от трона. Шуйский замахнулся на него ножом, но здоровяк Ляпунов только усмехнулся и заметил, что голыми руками задушит Василия. Вслед за этим Захарий Ляпунов с сотоварищами собрали народную сходку, отрешившую от власти Шуйского. Бывшего царя насильно постригли в монахи.
После данных событий Захарий Ляпунов упоминаетя в исторических документах как участник посольства, отправленного боярами для призвания на русский престол польского королевича Владислава. В Польше он запомнился только постоянным пьянством и доносами полякам на других членов посольства. По-видимому, там он вскоре и умер. Иная, более славная, но и печальная судьба была уготована его брату Прокопию.
Во главе Первого ополчения
Как многие русские люди, Прокопий Ляпунов надеялся на то, что избрание Владислава положит конец Смуте. В начале XX века В. Корсакова, автор статьи о Прокопии Ляпунове в Русском биографическом словаре, писала: «Мы склоняемся объяснить все эти перемены в политическом настроении Ляпунова лишь исканием такого политического устоя, который мог бы умиротворить Московское царство». Но поведение поляков в Москве вызвало народное негодование.
Прокопий Ляпунов стал организатором и предводителем Первого народного ополчения, двинувшегося в начале 1611 года освобождать Москву. Народным войскам удалось осадить Москву, но штурм столицы, предпринятый в марте 1611 года, обернулся неудачей. В ходе этого штурма был ранен князь Пожарский, командовавший одним из отрядов ополченцев.
В ополчение входили служилые и земские люди из многих русских областей. Общая беда временно примирила врагов – русских сторонников «вора», т.е. Лжедмитрия II (погибшего в декабре 1610 г.), и сторонников крепкого порядка, к которым принадлежал Ляпунов. Последнему пришлось делить власть с двумя влиятельными предводителями казаков – любовником Марины Мнишек Иваном Заруцким и бывшим сподвижником «вора» князем Дмитрием Трубецким. Ляпунов выделялся среди них самым предприимчивым и деятельным характером. Часто он действовал без их согласия. В обращении был демократичен и допускал к себе просителей только в порядке общей очереди, не делая исключений для знатных и родовитых.
Стремление к порядку погубило Ляпунова. Он жестоко боролся с мародёрами, которыми, как правило, оказывались казаки. Приказ ополчения от 30 июня 1611 года, постановлявший конфисковать вотчины и поместья у держащих сторону поляков, а также земли, жалованные «вором», окончательно восстановил против него казаков. 25 июля 1611 года Прокопий Ляпунов был обманом завлечён в казачий круг и там предательски убит.
Читайте наши статьи на Дзен