Поход монголов на Европу: почему к нему присоединились русские
Отдельные исторические свидетельства, летописные записи и документально подтвержденные факты не укладываются в общепринятые концепции, утвержденные корифеями наукапример, многих исследователей удивляет, что сразу после опустошительного набега монголо-татар на Русь к армии потомков Чингисхана примкнуло немало русских воинов. И они вместе отправились на запад, чтобы сражаться на одной стороне с бывшими врагами.
Польша, Венгрия и другие страны
Как известно, Западный поход монголо-татар, продолжавшийся с 1236 г. по 1242 г., затронул многие страны Восточной и Центральной Европы. После завоевания Юго-Западной Руси войска под предводительством хана Батыя пошли на Венгрию, а Байдар – другой внук Чингисхана – со своими воинами напал на Польшу. В рядах захватнической армии были и русские отряды.
Известный военный историк белый эмигрант Андрей Гордеев в своей книге «Золотая Орда и зарождение казачества» (Париж, 1968 г.) проанализировал состав монголо-татарского войска, вторгшегося в Венгрию, и сделал вывод, что русские составляли его половину (!).
«Пополненная русскими армия Батыя увеличена была в два раза и вместо 33 тем, пришедших из Азии, доведена была до 60, или до 600 000 бойцов», – писал А. А. Гордеев.
Исследователь сослался на записи венгерского короля Белы IV и его письмо к папе Римскому, в котором есть такие строки: «Когда государство Венгрии от вторжения монгол как от чумы в большей части было обращено в пустыню и как овчарня было окружено различными племенами неверных, именно: русскими, бродниками с востока, болгарами и другими еретиками с юга…»
Эти сведения подтверждаются и другими источниками. Например, английский ученый Матвей Парижский (около 1200-1259 гг.) в своем знаменитом труде «Большая хроника» цитировал письмо двух монахов, сообщавших о том, как «много куманов и псевдохристиан» в монголо-татарской армии.
Уточним, что псевдохристианами католики в те времена называли православных, а куманами – тюркские кочевые племена.
Еще один современник тех событий – далматинский хронист Фома Сплитский (около 1200-1268 гг.) – в работе «История архиепископов Салоны и Сплита» тоже отмечал, что среди захватчиков было много жителей Рутении (то есть Руси). Средневековый автор даже упомянул об одном русском, который перебежал на сторону венгров и выдал планы монголо-татарских завоевателей прямо перед битвой на реке Шайо, состоявшейся 11 апреля 1241 года.
А монгольский писатель и публицист Чойсамба Чойжилжавын в своей книге «Завоевательные походы Бату-хана» (Улан-Батор, 2003 г.) подчеркнул, что венгерский хронист отозвался о русских воинах, примкнувших к армии завоевателей, как о «наихудших христианах».
Такое негативное отношение не удивительно, ведь речь шла о захватчиках, разоривших многие страны Восточной и Центральной Европы.
Монголы их заставили
Многих исследователей откровенно удивляет, что русские воины могли объединиться с монголо-татарами и сражаться с ними бок о бок. В научном мире выдвигаются различные гипотезы: почему это стало возможным. Большинство специалистов считают, что захватчики просто заставили представителей покоренного народа вступить в собственную армию.
После завоевания Руси внуки Чингисхана Гуюк и Мунке вместе со своими войсками вернулись на восток, силы монголо-татар заметно поредели, поэтому хану Батыю была необходима дополнительная мобилизация, которую он провел на покоренных ранее территориях. От побежденных князей захватчики потребовали десятую часть всего: продуктов, снаряжения, лошадей и даже людей, в том числе профессиональных военных. О том что на завоеванных землях монголами была организована масштабная мобилизация, говорил и францисканец Джованни Плано Карпини (около 1182-1252 гг.) в своем труде «История монгалов, именуемых нами татарами».
Но не только русских воинов забрали в свою армию захватчики. Их войско традиционно пополнялось жителями многих ранее покоренных территорий. Например, немалый вклад в победы Чингисхана и его потомков внесли китайские инженеры, разработавшие и построившие осадные приспособления. Монголы охотно принимали в свои ряды представителей других народов, ведь они стремились создать многонациональную империю.
Доктор исторических наук Александр Головко написал статью «Рейд туменов Джебе и Субедея в Восточную Европу (1222-1223 гг.) в процессе формирования Монгольской империи и Pax mongolica», которая была опубликована в журнале «Вестник Удмуртского университета» (том 26, выпуск 1 за 2016 г.). В работе, в частности, сказано, что «не только в составе войска Чингизидов, но и в правящем сословии монгольских государственных новообразований были представители многих народов, живших в евразийских степях (…) многочисленные и тюркоязычные, и другие по этническому составу и языку группы населения Подонья, Поволжья, Приуралья, причерноморских степей и Крыма».
Недаром король Бела IV в своем письме к папе Римскому утверждал, что в армии захватчиков много русских, бродников, болгар и других еретиков с юга.
Русичи в Египте, Китае и на Кавказе
Некоторые специалисты сомневаются в правдоподобности вышеизложенной версии. Они полагают, что русских невозможно заставить подчиняться с помощью угроз и силы. Например, известный писатель и исследователь загадок истории Константин Пензев – автор книги «Русский Царь Батый» (2006 г.) – написал, что для русского народа в целом само по себе поражение от чужестранцев никак не может быть поводом к сотрудничеству с ними.
К. А. Пензев обратил внимание своих читателей на то, что русские воины сражались рука об руку с монголо-татарами не только на европейском театре военных действий. Так, в ходе Ближневосточного похода монголов 1256-1260 годов из Южной Руси в Египет направлялись целые формирования из русских и кипчакских рекрутов.
Новая масштабная перепись населения и мобилизация прошли в самой западной провинции Золотой Орды в 1275 году. На этот раз они затронули не только юго-восточные княжества, но и Смоленскую землю. Как полагают ученые, приказ об очередном наборе рекрутов поступил в 1273-м или 1274 году от хана Хубилая, который проводил военную кампанию на юге Китая и в Индокитае и которому требовался свежий воинский контингент. Кроме того, монголо-татарам были необходимы новые рекруты, чтобы укрепить свою власть на Кавказе.
Хотели измотать монголов
Другая популярная версия историков заключается в том, что русские примкнули к вражескому войскам, чтобы побудить их к новым изматывающим военным походам и таким образом сократить их мощь и численность. Дескать, это был расчетливый план свободолюбивых ратников и воевод.
Такое предположение, в частности, высказал писатель Михаил Елисеев в книге «Русь меж двух огней – против Батыя и «псов-рыцарей» (2013 г.). Автор процитировал Галицко-Волынскую летопись, в которой приведены следующие слова местного тысяцкого Дмитра, обращенные к хану Батыю: «Не медли так долго на этой земле, пора тебе идти на угров. Если замедлишь, земля та укрепится! Соберутся против тебя и не пустят тебя в свою землю».
Уграми в те времена на Руси именовали венгров. М. Б. Елисеев считает, что галицкий воевода Дмитр сознательно натравливал одних врагов на других, чтобы от их столкновения в итоге выиграли русские, кто бы ни победил.
Рассчитывали на добычу
Не исключено, что часть воинов, примкнувших к захватчикам, рассчитывала неплохо поживиться в ходе военного похода в Европу, надеялась на богатые трофеи. Подобные планы могли лелеять, как минимум, бродники, часто промышлявшие разбойными набегами на соседей.
Бродниками именуют этнически смешанное население Приазовья, низовьев Дона и Днестра. Считается, что их название было образовано от древнерусского глагола «бродити» (скитаться). Некоторые исследователи даже думают, что эти люди были предшественниками или прямыми пращурами казаков. Среди них было немало славян, переселившихся на юг – подальше от княжеской власти и различных ограничений.
В русских исторических документах, повествующих о битве на Калке 1223 года, бродников часто называют изменниками, поскольку их воевода Плоскиня перешел на сторону захватчиков. Но с этими утверждениями согласны не все. Например, доктор исторических наук А. Б. Головко в своей вышеупомянутой статье отметил, что бродники не являлись подданными южнорусских князей, поэтому говорить об их предательстве некорректно.
Военные походы всегда были источником обогащения. Наверняка, не только бродники намеревались хорошенько поживиться в Европе.
Решили отомстить католикам
Еще одной причиной, по которой русские воины могли согласиться на совместный поход с монголо-татарами, могло быть желание отомстить венграм, полякам и прочим католикам за их многочисленные набеги, от которых православные люди страдали в течение долгого времени. Увидев мощь армии хана Батыя, воеводы и простые ратники решили, вероятно, что с ее помощью они наконец-то сведут давние счеты с западными соседями.
Писатель и публицист Федор Шахмагонов и доктор исторических наук Игорь Греков – соавторы книги «Мир истории: русские земли в XIII-XV веках» (1986 г.) — подчеркивали, что Римский папа Григорий IX стремился воспользоваться ослаблением Руси в результате монголо-татарского нашествия: «Папа Римский побуждал русских князей обратиться в католичество и в то же время своими посланиями звал в крестовый поход на Русь шведского ярла Биргера, зятя короля. Шведские корабли крестоносцев появились на Неве, когда тумены чингизидов стягивались к реке Роси под Киевом».
Русским приходилось последовательно и упорно отбиваться от западных соседей. Причем рыцари-католики принесли православным не меньше разорения и бед, чем завоеватели, явившиеся с востока. Поэтому версия, связанная с желанием русских отомстить за понесенные потери, тоже имеет право на существование.
Читайте наши статьи на Дзен