Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2020-12-31 15:24:01
Павел Каменев

Почему Иван Грозный считал себя венгром

Наука история на самом деле довольно поздно оформилась в самостоятельную дисциплину. Человечество относительно недавно научилось корректно взаимодействовать с накопленной базой источников, осторожно и скептически относиться к довольно ненадежному летописному материалу, отличать легенды и слухи от истины, извлекать из земных недр артефакты глубокой древности. Из этого проистекает один занятный парадокс: люди, например, XVI века намного меньше нас знали о событиях века XII, хоть и находились хронологически ближе к этим событиям.

Старинные представления об истории

Во многом такое явление обусловлено тем, что у людей в былые эпохи зачастую не было доступа к источникам информации, накопленным представителями других культур, поэтому они не могли сверять данные и проводить перекрестный анализ. Помимо того, не было профессиональных историков. Многие наши современники перекладывают функции историков на летописцев. В какой-то мере это справедливо, но лишь частично. Монахи-летописцы, хоть и записывали события старины глубокой, но не были идентичны современным ученым. Во многом из-за того, что они были предвзяты и порой пренебрегали соображениями истинности во имя достижения иных целей. Обратимся, например, к русской летописной традиции, в частности – к «Слову о полку Игореве». Там анонимный автор описывает мощь армии феодальной Руси и поименно называет самых известных князей, не смущаясь тем, что половина из них к тому времени еще даже не родилась. Или, например, в «Летописи временных лет» описываются легендарные события, произошедшие сразу после Всемирного Потопа. Такие ухищрения не казались избыточными для летописцев. Ведь, например, та же история про потоп выполняла важную идеологическую функцию – там описывали происхождение всего русского народа от одного из сыновей Ноя, Иафета, что как бы лишний раз подчеркивало укорененность Руси в рамках православного мира.

В старину очень любили объяснить названия тех или иных реалий именем основателя. Здесь актуально будет вспомнить легенду о трех братьях Русе, Ляхе и Чехе, от которых якобы произошли русский, польский и чешские народы. Или же предание об основании Киева человеком по имени Кий, что и дало название населенному пункту. С точки зрения современной этимологии такие объяснения абсолютно несостоятельны (Киев, например, явно получил свое имя от древнерусского слова «куява», что означает «холм»), но воспринимались как нечто безусловное и истинное людьми старины.

И из-за таких странных взаимодействий с историей у людей временами возникали очень искаженные представления о прошлом. Например, у нас есть информация о том, что Иван Грозный на полном серьезе считал себя венгром.

Записки иностранных путешественников

В общем массиве исторических источников особняком стоят записки иностранных купцов и путешественников. Они интересны по ряду причин: в первую очередь, они временами примечали то, что казалось русским людям чем-то абсолютно обыденным, а потому не попадало на страницы летописей, вот почему их труды представляют собой ценнейший материал для этнографических исследований. Помимо того – они фиксировали дипломатические отношения между странами. Впрочем, безусловно им верить тоже не следует. Эти люди могли быть откровенно предвзяты, добросовестно заблуждаться, либо недопонимать какие-то реалии русской обыденной жизни, а потому вводить своих читателей в заблуждение.

Одним из таких иностранцев был Джайлс Флетчер, оказавшийся в России в 1588 году. Он выполнял при царском дворе дипломатическую функцию —  хотел добиться выгодных для англичан условий торговли через город Архангельск. Миссия его провалилась, но вопреки этому он оставил довольно обширные и интересные записки о своей жизни в России.

Надо признать, что Джайлс Флетчер был невысокого мнения о России и русских. Возможно, что в нем говорило чувство обиды за невыполненную задачу, либо же он просто в штыки принял чужой культурный опыт. В любом случае – к его словам необходимо относиться с настороженностью. Весьма вероятно, что он правдиво передал реалии материальной культуры, но мог дать им странную, некорректную трактовку. К тому времени, как он оказался в России, Иван Грозный уже умер, однако немалую часть текста английский дипломат посвящает именно личности этого русского царя. Связано это с тем, что весь московский двор ещё не совсем отошел от недавней смерти Ивана Васильевича, все активно обсуждали его личность, уже не боясь попасть в опалу. Вот эти-то слухи и донес до нашего времени Джайлс Флетчер.

И они могут немало удивить. Так, например, в московской среде активно обсуждалось, что не так был страшен Иван Васильевич, как его сын Дмитрий, что Иван Васильевич во время прогулок велел рубить головы всем, кто попадется ему на пути.

Флетчер также приводит странный слух, согласно которому династия русских царей имеет венгерское происхождение. В частности, он пишет следующее: «Царский дом в России имеет прозвание «Белый», которое (как предполагают) происходит от королей венгерских, и это кажется тем вероятнее, что короли венгерские некогда действительно так назывались, как пишут Бонфиний и другие историки этой страны. Именно в 1059 году упоминается об одном Беле, который наследовал брату своему Андрею, обратившему венгров в христианскую веру, от коей они отступили по безбожию и внушению турок».

Он же приводит и случай, где Иван Грозный сам в беседе с одним англичанином утверждает, что он не русский, а венгр. «Иван Васильевич, отец теперешнего царя, часто хвастал, что предки его не русские, как бы гнушаясь своим происхождением от русской крови. Это видно из слов его, сказанных одному англичанину — его золотых дел мастеру. Отдавая слитки для приготовления посуды, царь велел ему хорошенько смотреть за весом. «Русские мои все воры», — сказал он. Мастер, слыша это, взглянул на царя и улыбнулся. Тогда царь, человек весьма проницательного ума, приказал объявить ему, чему он смеется. «Если ваше величество просите меня, — отвечал золотых дел мастер, — то я вам объясню. Ваше величество изволили сказать, что русские все воры, а между тем забыли, что вы сами русский». — «Я так и думал, — отвечал царь, — но ты ошибся: я не русский, предки мои германцы» (русские полагают, что венгры составляют часть германского народа)».

Насколько это утверждение действительно можно приписать Ивану Грозному? Весьма вероятно, что здесь Флетчер аккуратно передал сохранившийся странный слух, бытовавший в то время в России. Несомненно, что сама династия Рюриковичей никак не связана с венграми, но за общей неразберихой и несовершенством исторического материала такое ложное объяснение могло родиться внутри самой царской семьи.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: