Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2021-01-08 13:00:52

Анюшка Ситхинская и другие: как индейцы помогали русским поселенцам на Аляске

При освоении Русской Америки глава Русско-Американской компании Григорий Шелихов возлагал надежды на местное население, сотрудничавшее с русскими. Он считал, что переводчики-толмачи, разведчики и проводники могут сыграть решающую роль в освоении края. Большую помощь могут оказать американские индейцы, если их обучить русскому языку, грамоте и приобщить к православной вере.

По мере продвижения русских от Аляски на юг, к сотрудничеству стали привлекать не только алеутов и кадьякцев, но и индейцев из племен танаина, тлинкит, колоши и цимшиан.

Анюшка Ситхинская

В 1799 году на острове Ситха, буквально в центре земли, принадлежавшей воинственным тлинкитам, была основана Михайловская крепость. Для общения с индейцами русские поселенцы использовали эскимосов, говоривших по-индейски, а после знакомства с тлинкитами стали брать на службу и их. Удивительно, но служить русским охотно соглашались женщины-индианки.

Одной из первых индианок-переводчиц стала тлинкитка, которую русские прозвали Анюшкой Ситхинской. Как она выглядела и сколько ей было лет, неизвестно.

Как пишет о ней историк, исследователь роли туземцев в освоении Аляски Андрей Вальтерович Гринёв в работе «Туземцы-толмачи в Русской Америке» Анюшка пристала к русским еще в 1795 году. Известно, что она вместе с промышленниками ходила на галиоте «Три Святителя» в залив Якутат (остров Ситха), чтобы основать там крепость. Они сумели наладить отношения с индейцами, построить форт и перезимовать.

В 1796 году Анюшка была на борту галиота, когда тот отправился на остров Кадьяк. Плавание проходило под командованием морехода В. Г. Медведникова и окончилось неудачей: судно бурей занесло в Камышацкую бухту в заливе Кука на побережье Аляски, где оно разбилось о скалы. В книге «История Русской Америки» говорится, что во время кораблекрушения женщина-толмач из племени тлинкит погибла, однако Гринев считает, что она выжила, а позже поселилась в Новоархангельской крепости на Ситхе. Историк считает, что именно Анюшку основатель крепости и второй правитель Русской Америки Александр Андреевич Баранов посылал в 1800 году к индейским вождям с приглашением на Пасху. Однако дипмиссия оказалась невыполнимой: в поселении появились приезжие индейцы. Они обсмеяли посланницу, избили ее, ограбили и вытолкали прочь.

Баранову пришлось ответить на вызов: взяв 22 человека и две пушки, он заявился в поселение тлинкитов, в котором находилось не менее трехсот воинов. Русские бодрым маршем подошли к дому виновников, ожидая сопротивления, но после двух пушечных залпов, индейцы разбежались.

Баранов собрал старейшин, потребовал извинений, после которых обе стороны обменялись подарками и заверили друг друга в дружбе.

Весной 1800 года Баранов уехал с Ситхи, внушив преемнику Медведникову, чтобы тот соблюдал с индейцами мир. Тем временем тлинкиты стали готовиться к войне. Анюшка не раз предупреждала Медведникова о нападении, но тот счел это «бабьими выдумками», за что и поплатился: летом 1802 года тлинкиты напали на крепость, вырезали всех жителей, а строения сожгли. Уцелела ли в этой резне Анюшка, сказать сложно. Ее могли убить из ненависти к русским, а могли увести в плен. Больше о ней никто не слышал.

Спустя два года Баранов вернулся на Ситху, захватил поселение индейцев и на его месте основал Ново-Архангельск, который стал столицей Русской Америки.

Индеец Нахусейнацк

Индейского юношу из племени цимшиан Нахусейнацк отдали или, возможно, продали русским в 1788 году в заливе Якутат тлинкиты, которые захватили его в плен еще ребенком.

Юноша ненавидел тлинкитов и охотно пошел служить русским. Нахусейнацк ходил вместе с Медведевниковым на галиоте «Три Святителя», выполнял функции проводника и переводчика. В 1890 году он принял православную веру на острове Кадьяк с именем Василия Сивцова (так звали священника, который его крестил), а после крещения был официально нанят в экспедицию Ивана Ивановича Биллингса толмачом и зачислен в команду шлюпа «Слава России» матросом. Наравне с русскими индеец перенес все тяготы путешествия, а после окончания экспедиции в 1793 году по прошению Биллингса получил от Адмиралтейств-коллегии медаль и право жить в России. Вскоре он выехал в город Иркутск, где собирался жить постоянно; дальнейшая его судьба неизвестна.

Домна, Прасковья и Мария

В 1818 году Баранова сменил новый правитель Америки – Леонтий Андрианович Гегемейстер. Столкнувшись с враждой тлинкитов, которые в окрестностях Ново-Архангельска убили двух купцов, он нанял в толмачи индианку Домну, которая знала русский и была крещена. Домна получала жалование в 60 рублей ассигнациями в год и продукты от Русско-Американской Компании.

Во время переговоров к переводу привлекалась и Прасковья – крещеная индианка из племени колошей, на которой женился промышленник Еремей Соколов. Ее вознаграждение было больше – 100 рублей ассигнациями в год.

Работала переводчиком еще одна индианка, жена работника РАК, некая «толмачка Марья» – Мария Кабачкова.

Тлинкиты Калистрат и Никтополеон

Русские быстро поняли, что женщины не пользуются авторитетом у индейцев, и с 1821 года стали нанимать мужчин.

Толмачами в РАК стали заложники-тлинкиты Лькайна и Тыгике, которых крестили Калистратом и Никтополеоном Гедеоновыми. Калистрату платили 200 рублей в год, а затем повысили жалование до 450 рублей! Его доход был на 100 рублей больше, чем доход русского промышленника. Впрочем, прожил он недолго – в 1832 году умер от инсульта на борту промыслового брига «Полифем», стоявшего в заливе Якутат.

Карьера Никтополеона сложилась более удачно. Сначала он работал толмачом, а потом стал приказчиком РАК – скупал у индейцев пушнину. Во время одной из экспедиций сумел освободить русских пленников, которых индейцы хотели принести в жертву, за что в 1848 году получил медаль «За усердие».

В 1852 году он предупредил о готовящейся резне правителя Америки Николая Яковлевича Розенберга. Однако Розенберг посчитал слова старика выдумкой, но в 1855 году индейцы напали на Ново-Архангельск, что привело к жертвам.

Начиная с 1849 года переводчиков готовили за счет РАК в порте Аяк. Толмачей с каждым годом становилось больше. Среди них выделялись тлинкиты Василий Тклеха и Гаврила Ка-те-гана, индейцы Сахля, Качаты и Цехене. Наравне с русскими они несли все тяготы службы.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: