Огненники: какие особые монахи сопровождали Московского Патриарха
В чине патриаршего поставления на Руси обязательно участвовали огненники – монахи в красных одеяниях с горящими лампадами в руках. Однако их функции до сих пор вызывают у исследователей споры.
Истоки традиции
Курение благовоний и ношение свечей являлось обязательным атрибутом царских выходов на Востоке и в Византии. Как поясняет М. Скабалланович в «Толковом Типиконе», на Византию традиция пришла из Рима, где перед императорской процессией особые люди несли факелы.
Византийских императора и патриарха сопровождали лампадарии, которые держали в руках драгоценные подсвечники с горящими лампадами. Эту традицию и переняла Русская церковь. Новоизбранного епископа к царю, патриарху и в собор сопровождали особые клирики, которых называли «пламенниками» или «огненниками». Их количество варьировалось от 4 до 12 человек.
Правило шести дней
Появление огненников в русском церковном обряде вероятнее всего относится ко второй половине XV века. Н.Парфентьев в статье «Из истории древнерусской церковно-обрядовой культуры» на основании сочинений Павла Алеппского упоминает четырех клириков «в красных суконных платьях с широкими рукавами, в высоких шапках и с длинными палками в руках», которых назначали в сопровождающие вновь избранному главе Церкви.
Огненники участвовали во всех процессиях три дня до рукоположения и три дня после посвящения. Так, во время поставления Астраханского архиепископа Иосифа огненники стояли вокруг амвона, а затем сопровождали новопоставленного владыку при его поездках по городу.
Хранители орла
Одним из обязательных атрибутов поставления являлся орлец – коврик с изображением орла, на который мог ступить лишь новоизбранный глава Церкви. Птица символизировала духовное состояние поставляемого, который, словно орел, должен был вознестись во время таинства к Небу.
Не исключено, что появление в обрядах огненников было связано с тем, что в Чине изначально не были указаны лица для охраны орлеца. Поэтому в описании обряда поставления митрополита Иоасафа в 1539 году функции огненников расширяются. В сам день посвящения 4 клирика с пальмовыми ветвями в руках «стерегут» изображение орла, лежащего перед амвоном, и «никому не веляще на него взыти». После окончания обряда новый митрополит едет к великому князю. Во главе процессии идут четверо огненников с пальмами. Они также сопровождают митрополита на его двор и во время поездок «на осляти» по городу, когда митрополит благословляет народ.
В 1619 году в Чине поставления патриарха Филарета огненников уже 12. Во время соборной части шесть стоят «напреди», а шесть «назади» стерегут перед амвоном единоглавого орла. Во время посвящения при вступлении владыки на священного орла огненники символизировали сошествие на него благодати Святого Духа.
В Чине 1645 года огненники упоминаются лишь при описании соборной части. Накануне посвящения в соборе устанавливается «всходница». Количество ее ступеней регламентировано чином новопоставляемого: для патриарха – 12 ступеней, для митрополита – 8, для архиепископа – 6, для епископа – 4. По количеству ступеней определяется и количество участвующих в церемонии огненников. До появления патриарха они «никому не дают ступить» на орлеца рядом с амвоном. Когда протопоп «ведет нареченного под руки», половина огненников шествует впереди них, остальные – позади. Эти же клирики провожают новоизбранного в его дом и на вечерню.
Пещное действо
Н.Парфентьев приводит запись Павла Алеппского, наблюдавшего за процессией новопоставленного архиерея в середине XVII века. Перед архиереем шли четверо мужчин в кафтанах из красного сукна и высоких красных шапках. Но их функция, считает исследователь, заключалась не только в сопровождении архиерея и охране орлеца. Они являлись центральными персонажами инсценировки Пещного действа. Это действо было частью утреннего богослужения, которое совершалось за неделю до Рождества Христова.
В основе Пещного действа лежал ветхозаветный сюжет о трех отроках, отказавшихся молиться вавилонскому идолу. Разгневанный царь приказал бросить их в раскаленную печь, но отроки остались целы и невредимы. Сюжет символизирует идею обновления: как отроки «обновились», пройдя через огонь, так и весь мир обновился через Деву, родившую Спасителя. Во время Пещного действа огненники в символичных красных одеждах ходили вокруг «печи» и периодически «выдували» из железных трубок с легковоспламеняющейся травой огонь.
В книге А.Турилова «Древнерусское и поствизантийское искусство» указана и еще одна предположительная функция огненников. В силу того, что Пещное действо после церковного обряда на время Святок перемещалось на улицы, огненники в шутовских нарядах бегали с потешными огнями среди гуляющей толпы, поджигали возы сена и даже бороды прохожих. Желающие остаться целыми должны были заплатить копеечку. Правда, исследователь сомневается в участии огненников в народных гуляниях. Не исключено, что это были скоморохи-ряженые, которые пародировали действия монахов.
Читайте наши статьи на Дзен