Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2021-05-22 17:38:57

Резчики: зачем русские крестьянки отдавали этим торговцам свои волосы

В толковых словарях слово «резчик» обозначает человека, который занимается художественной резьбой. Но в книге известного писателя Владимира Гиляровского «Москва и москвичи» упоминается еще одно толкование. Дело в том, что вплоть до конца XIX века резчиками также называли бродячих торговцев, скупавших волосы.

Постижер

Натуральные русые волосы, прекрасно поддававшиеся окрашиванию, идеально подходили для работы постижеров, которые изготавливали модные парики, шиньоны, накладные локоны. Эти изделия пользовались огромным спросом у представителей высших слоёв населения, как мужчин, так и женщин.

Первые специалисты в области постижерного искусства в российской империи появились во второй половине XVIII века. С целью снизить зависимость от европейских поставщиков, в стране стали открываться тупейные мастерские, в которых работали талантливые крепостные специалисты.

Тупейными эти кустарные производства назывались от устаревшего термина «тупей», обозначавшего в парикмахерском искусстве взбитый надо лбом хохол из своих волос или вихор парика.

Первое знакомство

Подавляющее большинство исследователей сходятся во мнении, что парики оказались на просторах России благодаря стараниям императора-новатора Петра I.

Однако в анналах истории сохранились подлинные сведения о том, что ещё во времена правления царя Алексея Михайловича, а это, между прочим, середина XVII века, редкие представители российской знати уже прибегали к ношению накладных волос.

К слову, именно в этот период в Европе диктовал модные тенденции французский король Людовик XIV, который из-за ранней потери волос начал носить парики, а затем сделал их частью костюма каждого дворянина.

Историк Арсений Богатырёв в работе «Западное влияние в России XVII-начала XVIII вв.: к истории парика», утверждает, что этот аксессуар был известен русским ещё до 1665 года, когда в Москве создали Гильдию постижеров, занимавшуюся экспортом «волосяного» товара.

По его мнению, московиты ещё до Петра Алексеевича имели представление, что такое парик, только называли его накладными волосами. В качестве подтверждения он приводит выдержку из изданного в XVIII веке «Словаря русского языка», где слово «парик» фигурирует как заимствованный термин, вошедший в употребление 1705-1708 годах, а в статье «накладные волосы» отмечено, что «ненатуральные волосы, парик».

О допетровском знакомстве русских с париками свидетельствует эпизод, описанный историком Искрой Шварц. Ссылаясь на архивные документы, она приводит самое старое из имеющихся упоминаний о накладных волосах. В «Памятниках дипломатических сношений древней России с державами иностранными» она обнаружила датированную 1655 годом запись, в которой говорилось, что стольник великой княгини Марьи Ильиничны интересовался у австрийских дипломатов, какие «продажные товары» имеются у них, а они «де ему товаров не дали, а дали де ему в почесть накладные немецкие волосы».

Между тем стоит отметить, что немецкими парики могли называться как из-за места их производства, так и из-за их светлого цвета.

Поскольку в тот период русская знать не придавала этому новомодному предмету большого значения, подавляющая часть приобретённых волос шла на изготовление театрального реквизита, помогавшего артистам с перевоплощением.

Петровские нововведения

После прихода к власти ориентированного на прогрессивную Европу Петра I, со старого света на русскую землю перекочевало немало явлений и предметов, в том числе и мода на ношение париков.

Первый российский император не только побрил и переодел в западный костюм представителей аристократии, но и заставил их дополнить свой повседневный образ накладными шевелюрами.

Откровенную неприязнь в отношении этого аксессуара демонстрировали только священнослужители, женщинам это нововведение пришлось по вкусу, не особо возражали и мужчины.

Сам Пётр I тоже носил короткий парик, изготовленный из его собственных волос. Поскольку император был обладателем длинной шевелюры, созданный постижерами атрибут он носил в холодные зимние дни в качестве шапки.

Парики в армии

Помимо гражданских лиц из высшего сословия Пётр Алексеевич обязал облачаться в парики всех военнослужащих. В армии этот популярный аксессуар должен был служить не эстетическим, а защитным целям. Изготавливаемая из плотной ткани подкладка париков, и сильно накрахмаленные «волосы», по мнению главнокомандующего, должны были прекрасно оберегать голову солдат от уколов шпаги. А напудренная искусственная шевелюра, поверх которой надевалась треуголка, способна была уберечь даже от удара сабли.

Кроме того, парик должен был спасать военных от произвола вшей: солдат брили, чтобы лишить насекомых ареала обитания, и заставляли надевать фальшивую причёску, которую раз в несколько дней кипятили, проводя своеобразную дезинсекцию.

Но, несмотря на все потенциальные плюсы парика, офицеры старались отрастить свои волосы и завивать их, чтобы не носить громоздкие головные атрибуты, мешавшие в постоянных войсковых переходах. Солдаты тоже не питали любви к этому предмету обмундирования, ностальгируя по жёстким бронзовым шлемам, которые вновь стали частью амуниции, когда Екатерина II своим указом отменила ношение париков в армии.

Дорогое удовольствие

В отличие от военных члены российского светского общества благоволили накладным буклям, локонам, завитушкам, хвостам, косам, шиньонам и прочим разновидностям постижерного искусства. Стараясь, перещеголять друг друга, поначалу они заказывали себе дорогие и супермодные парики за границей, а затем стали обращаться и к местным специалистам.

По мнению Владимира Гиляровского, после отмены крепостного права в России стал наблюдаться расцвет парикмахерского искусства. Кстати в переводе с немецкого языка слово «парикмахер» обозначает не создателя стрижек и причёсок, а именно мастера, делающего парики.

В этот период в Москве стали появляться парикмахерские салоны, наполненные парижским шиком, где работали французские специалисты и «офранцузившиеся русские».

Возникший огромный спрос на шиньоны, парики, передние накладки, трансформатионы из вьющихся волос заставлял парикмахеров искать способы его удовлетворения. Чтобы получить необходимое количество натуральных волос, они обращались за помощью к резчикам, которые разъезжая по глухим деревенькам за бесценок, а точнее за ленты или бусы, платок или дешёвые серьги, покупали у крестьянок их длинные и густые косы, позже превращавшиеся в дорогостоящие парики для знати.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: