«Весь мир удивится»: что предсказывал России духовник Николая II Феофан Полтавский
Феофан Полтавский, будучи неофициальным духовником членов царской семьи, сам того не сознавая, открыл путь ко двору Григорию Распутину. Как человек «праведного бытия», он не сразу раскусил Распутина, однако впоследствии все же стал его противником. А вот сумел ли Феофан разглядеть будущее России, покажет время.
Второй Затворник
Архиепископ Феофан (в миру Василий Дмитриевич Быстров) родился в 1872 году в деревне Подмошье в семье священника. Неудивительно, что Быстров, решивший продолжить династию, окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Если верить Серафиму Роузу, автору издания «Блаженный Святитель Иоанн Чудотворец», впоследствии, когда Василий Дмитриевич уже занял пост ректора этой же академии, он стал неофициальным духовником Николая II и членов его семьи. До этого в 1898 году Быстров был пострижен в монашество с именем Феофан в честь Феофана Затворника. Через много лет архиепископ в некоторой степени повторил и судьбу Феофана Затворника.
Незадолго до революции Феофан был назначен епископом Полтавским и Переяславским. Во время Гражданской войны он эмигрировал в Константинополь, откуда перебрался в Сербию, а после в Болгарию. В 1931 году Быстров обосновался во Франции. Там, как утверждал автор книги «Из пережитого. Воспоминания флигель-адъютанта императора Николая II» Анатолий Мордвинов, Феофан жил жизнью затворника в пещере, известной как пещера Трех Лисиц, которая находилась в местечке Лимре в долине Луары. В Лимре духовник царской семьи, скончавшийся в 1940 году, и был похоронен. На его похороны никто из известных епископов не приехал. Враги Нового Затворника пытались уничтожить память о нем, требуя похоронить его как простого инока. Однако тело Феофана было захоронено в архиерейском облачении.
Путаница с Распутиным
Впрочем, врагов Феофан сумел нажить еще в царские времена. Так, именно Быстров оказался одним из звеньев той цепи знакомств, которая привела Григория Распутина в семью Николая II. Как пишут авторы издания «История России» (под редакцией А. Б. Зубова), с Распутиным Феофана, тогда еще молодого профессора, познакомил епископ Сергий. Быстров же в свою очередь представил Григория Распутина дочерям черногорского князя Николая Негоша, Милице и Анастасии. Они обе были замужем за внуками императора Николая I. Милица и Анастасия и открыли Распутину двери в семью российского императора.
Однако Феофан, будучи поначалу сторонником Распутина, позже стал его противником. Поэтесса Зинаида Гиппиус, которая характеризовала духовника Николая II как «монаха редкой скромности и тихого, праведного бытия», защищая Феофана, говорила: «Где ему было распознать сразу хитрого сибирского мужичонку!». Между тем, как утверждает автор книги «Распутин. Правда о «Святом Чорте»» Александр Владимирский, именно Феофан в 1911 году предложил Синоду выразить императрице неудовольствие поведением Распутина, чем вызвал негативное отношение к себе со стороны членов царской семьи. Именно поэтому Быстров был удален из духовной академии, после чего в Петербург уже не вернулся.
И снова монархия
Тем не менее Феофан Полтавский остался верен своим монархическим взглядам. По крайней мере, как указывает в своей книге «История русского народа в ХХ веке» Олег Платонов, еще в 1930-х годах Феофан, ссылаясь на сведения, полученные им от старцев, заявлял о скором наступлении апокалипсиса, перед которым Россию должен возглавить царь, «избранный самим Господом». Этот царь, как писал архиепископ, будет «человеком горячей веры, глубокого ума и железной воли». Прежде всего монарх наведет порядок в Православной церкви, изгнав из нее всех «неистинных» архиереев, а непоколебимых поставив на их места. Феофан говорил, что Православие возродится и восторжествует в России.
Если верить Виталию Симонову, автору издания «2012. Большая энциклопедия апокалипсиса», Феофан Полтавский утверждал, что вместе с Православием воспрянет и сама Россия, да так что «весь мир удивится». Правда, по словам Феофана, Россия возродится на короткий срок, после чего придет антихрист и настанут последние времена. Впрочем, даже о непродолжительном процветании страны Затворник говорил настороженно. Феофан предупреждал людей о том, что из-за грехов человеческих Господь может и изменить или вовсе отменить свое, как он называл, обещание.
Читайте наши статьи на Дзен