«Мертвая голова»: почему «пиратский» символ был эмблемой русских гусар
Пиратский череп с перекрещенными костями неожиданно обнаруживается на нагрудном знаке одного из гусарских полков, сформированных в 1773 году и воевавших вплоть до 1918 года. Почему такой неоднозначный символ выбрали бравые гусары императорской армии, и какой смысл в него был вложен?
Многовековая военная традиция & российское ноу-хау
Впервые череп с костями был помещен на черные шапки-мирлитоны прусских гусар Фридриха Великого в середине 18 в. Носили символ и уланы британской армии, а также венгерские, немецкие, австрийские и итальянские кавалеристы, летчики, штурмовики и танкисты на всем протяжении 19 и 20 веков. В русском армии череп впервые закрепили на шапках петербургские кавалеристы-ополченцы конного Бессмертного полка, сражавшиеся во время Отечественной войны 12-го года.
Бело-серебряный череп со скрещенными костями украшал нагрудный знак в виде черного мальтийского креста и головные уборы черных гусар большую часть времени, что существовал полк, но неофициально. При этом символ был настолько популярен, что гусары любовались им в быту, заказывая мебель, столовые приборы и предметы обстановки с Веселым Роджером. Огромный череп из металла со светящими глазами-фонарями был даже установлен на балконе одного из зданий польского Калиша, где в начале прошлого века собирались офицеры. Только в 1913 году император Николай Второй официально закрепил использование этого символа. Гусары первого и второго эскадрона отличались тем, что первые носили черный значок с серебряным черепом в рамке из серебряного гусарского галуна, а у вторых серебряный галун отсутствовал.
С 50-х гг. 18 века понятия смерти и бессмертия были чрезвычайно популярны в западноевропейской культуре, а мода на романтизм побуждала гусар использовать «мертвую голову» для поддержания романтического образа. Но если в западных армиях череп с костями символизировал, в общем-то, смиренную готовность отдать жизнь на поле брани, то в русской – бесстрашие перед лицом смерти, готовность пожертвовать собой ради высшей цели (победы в бою и спасения отечества).
Значение символа
Семантика эмблемы русских гусар не имела ничего общего с устрашающим символизмом пиратского Веселого Роджера. Ее значение восходит к христианской традиции изображения Адамовой головы – останков прародителя всех людей Адама, омытых кровью распятого Христа. Это омовение, согласно Священному Писанию, стало началом чудесного избавления всего человечества от грехов: после смерти Спаситель спустился в Ад, чтобы помочь всем праведникам, в том числе и Адаму, достичь Рая. Поэтому в христианстве череп с костями стал обозначением жертвенной смерти, которая дарует Спасение и Воскресение в Жизни Вечной. Неслучайно Адамову голову можно видеть и на многочисленных иконах, и на одежде монахов-схимников, которые после пострига «заживо ложились в гроб», чтобы возродиться в Жизни Вечной.
Еще во времена Дмитрий Донского облачение чернецов украшала Адамова голова и Голгофское распятие. Именно такую схиму преподнес иноку Свято-Троицкого монастыря, Александру Пересвету, преподобный Сергий Радонежский, а затем инок ценой собственной жизни одолел ордынского богатыря Челубея, чем вдохновил дружину московского князя Дмитрия Ивановича. Интересно, что монахи не облачались в доспехи – они надевали черные схимы, украшенные Мертвой головой, брали в руки черное знамя с тем же символом, и, демонстрируя презрение к смерти, с молитвой шли в бой, веруя во спасение души в Царствии Божием.
Закономерный выбор
Неудивительно, что именно христианская символика оказалась так близка бесстрашным русским воинам, отличившимся во многих военных кампаниях: Русско-Турецкой, Отечественной 1812 года, заграничных походах 1813-14 гг., Первой мировой. Скорее всего, именно при освободительных походах против Наполеона, сражаясь бок о бок с пруссаками, русские гусары и обратили внимание на оригинальный символ на прусской форме. Его христианское значение идеально вписалось в гусарское мировоззрение и усилило романтический ореол, который гусары культивировали веками.
Александра Федоровна, взявшая над полком шефство в начале 20 века, предпочитала и в официальных документах называть бесстрашных воинов «бессмертными», несмотря на то, что полк назывался Пятым Александрийским. Гусар также называли «черными»: они носили черные доломаны, украшенные серебром. Мундиры были введены еще Павлом Первым, взявшим за образец при разработке гусарского обмундирования форму Пятого полка прусских гусар. Однако, в выбранном цвете прослеживается и другая аналогия – с черными схимами монахов-воинов.
Третьим названием «гусары смерти» обязаны курьезному случаю, произошедшему во время заграничной кампании против Наполеона. Прусский фельдмаршал фон Блюхер после одного из сражений перепутал своих гусар и русских, что было неудивительно. Залепленные грязью с «кивера до пят», стоявшие в пороховом дыму гусары сражались бесстрашно и доблестно, поэтому фельдмаршал решил, что это его воины и приветствовал русских александрийцев как прусских гусар смерти.
Читайте наши статьи на Дзен