Запорожские казаки: были ли они православными
У Николая Васильевича Гоголя в «Тарасе Бульбе» запорожские казаки описаны как люди, истово преданные православной вере. Главным критерием для поступления в Запорожскую Сечь было исповедание православия, при этом неважно, какой нации был человек.
Однако историческая реальность сильно отличается от литературного образа. Нет сомнения, конечно, что сами запорожцы считали себя истинно православными людьми и пускали в Сечь только православных. Но при их маргинальном положении в тогдашнем обществе даже православные священники у запорожцев могли далеко не во всём соответствовать официальным канонам религии. А в самом народе долго сохранялись верования не имевшие ничего общего с христианством.
Потомки волхвов
У запорожцев была распространена вера в казаков, наделённых от природы особыми магическими свойствами. Их звали характерниками. Про них говорили, что их ни сабля, ни пуля не берёт. Характерником был, например, сподвижник Богдана Хмельницкого и многих других последующих гетманов Иван Сирко. Он побывал в двухстах сражениях, в самой гуще, и всякий раз выходил из них совершенно невредимым.
О характерниках ходили легенды, что они могут ловить голыми руками пущенные в них пули и посылать их назад с такой же силой. Характерники якобы могли часами задерживать дыхание, оставаясь под водой. Они также видели сквозь стены и открывали любой замок без ключа. Но главное, чем они приносили казакам видимую всеми пользу – они знали целебные свойства растений и могли наговором останавливать кровь, излечивать самые безнадёжные раны.
Все эти свойства характерников, мнимые и реальные, явно говорят о том, что вера в них шла ещё с языческих времён. Современный украинский писатель на исторические темы Евгений Луцив считает, что характерники прямо ведут своё начало от древних волхвов, которых на Украине звали вещунами или чародеями.
Оборотни и хранители традиций
В почитании характерников мы видим также пережитки веры в оборотничество. Неуязвимость характерников в бою роднит их со скандинавскими берсерками, которые, будто бы, могли обращаться в волков. Кстати, среди древнерусских князей тоже известен князь-оборотень – Всеслав Полоцкий (он же былинный герой Волх Всеславьевич). О вере в оборотническую природу характерников свидетельствует всеобщее убеждение, что убить их можно было только серебряной пулей. Характерников никогда не хоронили с христианскими обрядами. При этом зарывали их в землю обязательно лицом вниз – чтобы не встали мёртвыми. Археологи действительно нашли такие могилы на Украине.
Суеверный страх казаков перед характерниками не мешал им, как видим, пользоваться их сверхъестественной силой и мудростью. Характерников почитали за их древние тайные знания и они, по-видимому, представляли собой остатки касты древних языческих жрецов, которые только в уникальных условиях Запорожской Сечи могли уживаться с православным духовенством. Священники были убеждены, что характерники непосредственно общаются с нечистой силой и заставляют её себе служить. Ну, а коль скоро они умеют обуздать чёрта, то с ними лучше жить в ладу и не трогать их веру, так рассуждали в Сечи.
Характерники носили ещё название гольдовников. Они лучше всех знали и рассказывали древние истории, пели песни про подвиги старинных казацких героев под аккомпанемент кобзы или бандуры. Само название гольдовники проливает свет на происхождение этой касты.
Святилище в Товтрах
В Подолии на десятки километров тянутся покрытые лесом крутые возвышенности – Товтры (Толтры). Они и поныне производят впечатление диких, а столетия назад это был и вовсе дремучий край.
Во второй половине 20 века там были проведены детальные раскопки древнеславянских городищ. Это не могли быть города Киевской Руси – они не упоминаются в летописях и находились вне пределов любого княжества. По всей видимости, это были города так называемых болоховских князей, которые в летописях 12-13 веков выступали соперниками киевских и галицких князей, не подчинялись им и собирали в своих землях беглых со всей Руси.
Согласно раскопкам, проведенным археологами Ириной Русановой и Борисом Тимощуком, на городищах в Товтрах ещё в 13 веке регулярно практиковались языческие обряды. Самой почитаемой богиней была Макошь. Ей даже приносились человеческие жертвы. Религиоведы считают, что Макошь – аналог готской богини Гольды. Так объясняется название гольдовников.
Готский культ Гольды, после ухода большинства готов с этой территории, трансформировался у славян в культ Макоши. Но старое название осталось у жрецов, связанных с этим культом. Надо полагать, жреческая каста хранила свою преемственность с готских времён, в таком виде дожила до средних веков и перешла в запорожское казачество. А следы самых поздних языческих обрядов в Товтрах относятся к 17 веку. Следовательно, вплоть до времён Богдана Хмельницкого не прерывалась связь казацких вещунов со своими религиозными корнями.
Читайте наши статьи на Дзен