5 самых необычных языческих идолов России
О культуре и духовной жизни народов, населявших некогда территорию России, учёные чаще всего могут судить только по дошедшим до нас артефактам. К числу самых интересных находок относятся идолы – изображения языческих богов, которые не спешат открывать свои тайны историкам и археологам.
Шигирский идол
Деревянные идолы народов Приуралья и Сибири, как правило, не отличаются древностью – древесина быстро сгнивает. Но есть уникальное исключение – Шигирский идол. Он был найден в 1880 году на Шигирском торфянике (ныне Свердловская область). Изделие древних мастеров сохранилось благодаря дубильным свойствам кислой анаэробной среды. Шигирский идол сделан из сибирской лиственницы. Как полагают реконструкторы, его общая высота была не меньше пяти метров. Голова, по мнению профессора Михаила Жилина, высечена инструментом из нижней челюсти бобра. Возраст культового памятника оценивается в 9,5 или даже 11,5 тысяч лет. Старейшей в мире деревянной скульптуре поклонялись мезолитические племена охотников и собирателей, чей антропологический облик, согласно реконструкции Михаила Герасимова, был близок к современному коренному населению Зауралья. Остаётся загадкой, как Шигирский идол попал в торфяник. По одной из версий, древние люди могли захоронить его там, когда он перестал выполнять свои функции.
Усть-Тасеевский идол
Каменное изваяние, расположенное в Мотыгинском районе Красноярского края, интересно тем, что ему в разные времена поклонялись самые разные народы. Речь идёт о полутораметровой каменной голове, высеченной на вершине 100-метровой сопки. Предполагается, что идол – дело рук европеоидов-индоевропейцев Тагарской культуры, живших в центральной Сибири в IV веке до нашей эры. Изваянию приносили кровавые жертвы ради удачи в охоте. Некогда у головы были четко прорисованные борода и усы, а также европейский разрез глаз. Однако пришедшие на смену тагарцам народы монголоидной расы обтесали бороду идола и сделали глаза более миндалевидными. Удивляет мастерство древних скульпторов – они высекли черты лица так, что с утра Усть-Тасеевский идол кажется «благодушным», а когда солнце поднимается высоко, становится «суровым».
Вишну из Старой Майны
Много шума наделала фигурка индийского бога Вишну, обнаруженная около 1999 года в районе посёлка Старая Майна Ульяновской области. Индуистских идолов и прежде находили за пределами Индии – достаточно вспомнить скульптуру богини Лакшми, найденную при раскопках римских Помпей. Однако для Восточной Европы это единственный в своём роде артефакт.
Идола нашёл исследователь Александр Кожевин из Ульяновского государственного университета. Первоначально он думал, что металлическая скульптура изображает Будду, однако сотрудники Государственного музея народов Востока подсказали ему, что это Вишну и датировали изделие VIII-X веками.
«Найденное Кожевиным изображение Вишну попало на нашу землю не посредством торговли. Эта вещь связана с религиозным культом, более того, с храмовым комплексом», – утверждалось в 2001 году в публикации газеты Ульяновского госуниверситета «Вестник».
Впоследствии на основании этой и других находок Кожевин выдвинул гипотезу, что «Средне-Волжская область была прародиной Древней Руси». Скептики, однако, указывают, что Кожевин – не историк и не археолог, а кандидат физико-математических наук. Сегодня о «Вишну из Старой Майны» говорят преимущественно поклонники фолк-хистори, увлечённые «ведическими корнями» славянской культуры.
Промежицкий идол
Большинство известных древнерусских языческих идолов были найдены на Украине и в Белоруссии. Тем больше было удивление учёных, когда они увидели так называемый Промежицкий идол из Пскова. Он был найден в 1897 году в ручье Промежица близ завода Викенгейзера и передан в Псковский музей. Во время Великой Отечественной войны идол пропал, поэтому судить о его внешнем облике можно лишь на основании документов и двух фотографий, сделанных в 1928-29 годах.
Предполагается, что именно об этом идоле мог в 1590 году упоминать немецкий путешественник Иоганн Давид Вундерер. Согласно его свидетельству, близ Пскова стояли два каменных болвана – «Услад» и «Корс». Таким образом, даже спустя 600 лет после Крещения Руси на Псковщине сохранялось язычество. Идолов снесли только при царе Фёдоре Иоанновиче.
Внешне Промежицкий идол выглядел внушительно, напоминая идолы западных славян, найденные близ немецкого Бамберга. Однако современный псковский исследователь Анатолий Александров считает данную находку фальсификатом. По его мнению, нос идола слишком непропорционален для славянского изделия. Кроме того, задняя часть камня не обработана – для древнерусского резчика это было бы знаком неуважения к божеству.
Идол села Змеево
В отличие от Промежицкого идола, бронзовая скульптура, найденная при раскопках в татарстанском селе Змеево не вызывает сомнений в своей подлинности. Она была изготовлена в Волжской Булгарии, предположительно, в XII веке. Среди других похожих булгарских изделий (которых известно 8 штук), идол из Змеевского городища выделяется крупными размерами – 18,2 см в высоту и 9,5 см в ширину. Уникальна фигурка и своей «двуполостью» – других аналогичных изображений нет.
«С одной её стороны изображен мужчина, с другой – женщина, легко определяемые по выраженным признакам пола», – описывает скульптуру казанский археолог Константин Руденко.
Однако главная загадка заключается в том, что непонятно, кого именно изобразил древний мастер. Предполагается, что это мог быть мифологический предок-прародитель или существо демонического мира. Руденко установил сходство Змеевского идола с идолами духов-покровителей, «охранявших» вещи, запертые на замок (такие изображения использовались в целях «охранительной» магии).
Читайте наши статьи на Дзен