Как иностранные интервенты мешали белым победить красных в Гражданской войне
Долгое время считалось, что белые проиграли Гражданскую войну, несмотря на помощь иностранных союзников. Ведь страны Антанты поддерживали борцов с большевизмом, направляя в Россию свои войска, оружие, снаряжение и продовольствие. Но далеко не все исследователи согласны с этим утверждением. Воспоминания белых генералов, анализ исторических фактов и сам ход военной кампании 1918-1920 гг. свидетельствуют о том, что на самом деле интервенты ставили перед собой совсем другие задачи.
Цели «союзников»
Так уж получилось, что у руля Белого движения встали профессиональные военные: Л.Г. Корнилов, А.И. Деникин, А.В. Колчак, П.Н. Врангель, Н.Н. Юденич, П.Н. Краснов и другие. Генералы и адмиралы царской армии умели воевать, но они плохо разбирались в геополитике. Многие офицеры, эмигрировавшие из России после поражения, с горечью писали в своих мемуарах, что совершили ошибку, доверившись так называемым «союзникам». Именно непоследовательную политику стран Антанты в решении «русского вопроса» считали белые причиной своего поражения.
Хотя, если взглянуть на действия правительств Великобритании и Франции с точки зрения их геополитических интересов, то можно прийти к прямо противоположному выводу: политика интервентов была на редкость прагматичной и последовательной. Не только страны Антанты, но и США, Германия, Австро-Венгрия, Польша, Румыния, Япония преследовали в годы Гражданской войны собственные цели. Охваченная смутой Россия, со всеми ее природными богатствами, могла быть разделена на сферы влияния между внешними игроками, как огромный пирог..
Доктор исторических наук Юрий Ципкин считает, что само существование «единой и неделимой» России, за которую ратовали бывшие генералы царской армии, не устраивало иностранные державы. Об этом ученый написал в статье «Являлось ли Белое движение буржуазно-демократической альтернативой советской власти?», которая вышла в журнале «Россия и АТР» (No 1 за 2005 г.).
«Иностранные союзники Белого движения оказывали помощь антибольшевистским режимам только за русское золото и зачастую при 100-процентной предоплате поставок оружия… Они мечтали, как уже подчеркивалось, о том, чтобы на территории нашей страны действовало несколько слабых небольших государственных образований», – отметил Ю.Н. Ципкин.
К тому же, многие жители России воспринимали иностранные войска как захватчиков родной земли, а не как освободителей от большевизма. И сам факт сотрудничества с интервентами заставил патриотично настроенных военных разочароваться в Белом движении.
Отделить от России национальные окраины, захватить наиболее богатые ресурсами территории и назначить руководителем оставшихся от страны центральных регионов свою марионетку – добиться такой цели можно было, только максимально ослабив бывшую империю длительным и кровопролитным противостоянием. Поэтому интервенты не были заинтересованы ни в окончании Гражданской войны, ни в чьей-либо победе.
Обманули и отняли
В своих мемуарах «Очерки русской смуты» (Париж, 1921 г.) бывший командующий Добровольческой армией Антон Деникин написал, с какой надеждой белые ждали помощи от иностранных держав. И как жестоко разочаровались.
Первым делом, придя в Севастополь в ноябре 1918 г., «союзники» захватили русские корабли и подняли на них свои флаги, фактически оставив белых без флота, когда он был им особенно нужен. Лишь летом следующего года часть судов была возвращена Вооруженным силам Юга России, а дредноут «Воля» («Генерал Алексеев») отдали русским к осени 1919 г.
Согласно воспоминаниям А.И. Деникина, интервентов не заботило бедственное положение солдат и офицеров Добровольческой армии, снабжение продовольствием их жен и детей.
«От союзников, вопреки установившемуся мнению, мы не получили ни копейки», – утверждает белый генерал в своих мемуарах.
В обмен на боеприпасы французы требовали от А.И. Деникина поставлять им пшеницу. А английский премьер-министр Дэвид Ллойд Джордж уже осенью 1919 г., когда положение белых на фронте серьезно осложнилось, круто сменил риторику, и перестал оказывать поддержку Добровольческой армии даже на словах.
А.И. Деникин и его соратники с горечью «… увидели окончательный отказ от борьбы и от помощи противобольшевистским силам в самый трудный для нас момент». Так с ними поступили «союзники».
Обещали и не сделали
Известный писатель и публицист Алексей Щербаков в своей книге «Гражданская война. Генеральная репетиция демократии» (Москва, 2011 г.) отметил, что первоначально французы обещали направить в Россию 12 дивизий, которые с ходу займут почти всю территорию Украины, что позволит Добровольческой армии и донским казакам направить совместные усилия на полное освобождение страны от большевиков.
«Союзники» гарантировали, что в Одессу и другие черноморские порты будут регулярно приходить суда с оружием, военной техникой, боеприпасами, обмундированием и продовольствием. Белые генералы поверили заверениям французских и английских политиков, которые остались только словами. Нет, иностранный десант в Севастополе, Одессе, Херсоне и в других городах действительно высадился, но совсем не для ведения реальных боевых действий против красных. Количество «союзников» было именно таким, чтобы контролировать порты.
Интервенты не только захватывали русские суда, они еще и уничтожили все, что не могли забрать с собой. Так, англичане взорвали машинные отделения линейных кораблей «Иоанн Златоуст», «Борец за свободу» («Пантелеймон»), «Евстафий», «Три Святителя», «Синоп» и «Ростислав». От интервентов также пострадал крейсер «Память Меркурия» и десятки подводных лодок, которые были просто затоплены в море. А французы разрушили часть фортов крепости Севастополя, разгромили гидроавиационную базу, ликвидировав все самолеты. Свои действия «союзники» объясняли просто: чтобы военная техника не досталась красным.
И все же, белые получали от иностранных держав оружие и боеприпасы. Только это был, в основном, всякий хлам, скопившийся на складах за время Первой мировой войны, который нужно было куда-то деть. Нередко пулеметы снабжались неподходящими лентами, а снаряды и гранаты оказывались просто бракованными.
А.В. Колчак платил за поставки сразу, сибирским золотом, а А.И. Деникина снабжали в кредит, по очень завышенным ценам.
Помешали и уничтожили
Помехи, создаваемые интервентами белым войскам, не ограничились военно-морским театром боевых действий. Об этом публицист и общественный деятель Николай Стариков написал в своей книге «Ликвидация России. Кто помог красным победить в Гражданской войне?» (Санкт-Петербург, 2010 г.). Исследователь обратил внимание, что «союзники» вынуждали белых предпринимать заведомо проигрышные военные шаги, шантажируя срывом обещанных поставок оружия и продовольствия.
В начале 1919 г. белые могли укрепиться на контролируемой территории, пополнить запасы, вылечить раненых, восстановить боеспособность потрепанных войной частей и соединений. Они контролировали стратегически важные регионы – Юг России и Сибирь. У Добровольческой армии и соратников А.В. Колчака был шанс «нарастить мускулы», чтобы одержать решающую победу над красными. Но «союзники» вынудили их начать масштабное наступление по всем фронтам, которое завершилось полным провалом.
«Сначала, дав многочисленные политические обещания и шантажируя свертыванием военных поставок, потребовать у Деникина и Колчака наступления, потом не дать обещанных ресурсов и помощи. И поставить вопрос о полном свертывании Белого движения. Это краткий смысл комбинации «союзников», которая поставила на белогвардейцах большой и жирный крест», – считает Н.В. Стариков.
Исследователь приводит характерный пример. Находившиеся в Николаеве и Тирасполе склады с вооружением и амуницией царской армии, которые могли пригодиться белым, были взорваны командой французского крейсера «Брюи».
А в апреле 1919 г. весь иностранный контингент неожиданно эвакуировался, оставив Одессу и Севастополь. Причем, опытные войска спешно бежали от сравнительно небольшого отряда атамана Н.А. Григорьева, перешедшего на сторону большевиков.
Многие исследователи считают, что белые могли бы самостоятельно удержать оба стратегически важных города, если бы не срочная эвакуация, устроенная интервентами. Все эти факты логично укладываются в целую систему по противодействию Добровольческой армии, выстроенную командованием «союзников».
Задержали и предали
Судьба адмирала Александра Колчака сложилась трагически, во многом, из-за влияния иностранных интервентов. Об этом Н.В. Стариков написал в своем предисловии к книге «Адмирал Колчак. Протоколы допроса» (Санкт-Петербург, 2014 г.).
Несмотря на то, что адмирал был номинальным ставленником англичан на посту Верховного правителя России, все его попытки организовать достойное сопротивление большевикам разбились о противодействие «союзников». Ведь именно британцы выбрали время и направление наступления, завершившегося крахом осенью 1919 г.
А подчинявшиеся французскому генералу Морису Жанену чехословацкие дивизии захватили железную дорогу, фактически парализовав движение. Армия А.В. Колчака оказалась в ловушке, у белых не было возможности ни организованно отступить, ни подвезти продовольствие и оружие. Солдатам и офицерам пришлось самостоятельно пробираться по заснеженной тайге, через всю Сибирь. При этом почти все раненые и гражданские беженцы погибли.
В этой ситуации «союзников» интересовало только одно – легендарное сибирское золото А.В. Колчака.
Как отметил Н.В. Стариков, англичане, французы и подконтрольные им чехи решили захватить сокровища, а самого адмирала, который стал им не нужен, сдать врагам. Так и поступили. Чехи передали арестованного в Иркутске А.В. Колчака некоему «Политцентру», которым руководили эсеры. В ночь на 7 февраля 1920 года бывший Верховный правитель России был расстрелян вместе со своим премьер-министром В.Н. Пепеляевым.
Протоколы допросов, организованных Политцентром перед казнью адмирала, остались единственным документом, проливающим свет на крах Белого движения и участие в этом процессе иностранных интервентов.
Читайте наши статьи на Дзен