Гробница Ярослава Мудрого: откуда там взялись останки двух женщин
Благодаря своей взвешенной и разумной политике великий киевский князь Ярослав Владимирович пользовался особым почтением в народе, как при жизни, так и после смерти. Много веков его останки мирно покоились в соборе Святой Софии. В советское время мраморный саркофаг легендарного правителя несколько раз вскрывался для изучения. А в начале XXI века украинские исследователи неожиданно выяснили, что прах князя куда-то исчез. В его гробнице оказались останки двух женщин, живших в разное время.
Князь и женщина
Ярослав Мудрый (около 978 – 1054 гг.) оказал большое влияние на развитие древнерусской государственности. Его личность всегда вызывала интерес среди ученых. Саркофаг князя был впервые вскрыт в 1936 г. И уже тогда содержимое усыпальницы удивило исследователей, ведь в ней оказался прах двух людей: мужчины и женщины..
Через три года в Киев прибыл известный советский антрополог Вульф Гинзбург, он увез останки в Ленинград, где кости были изучены сотрудниками Института этнографии и антропологии АН СССР. Ученые предположили, что Ярослав Мудрый был похоронен вместе со своей второй супругой – шведской принцессой Ингигерд, получившей в крещении имя Ирина. Затем знаменитый профессор Михаил Герасимов, используя свой уникальный метод, реконструировал внешность легендарного правителя.
Результаты исследований В.В. Гинзбург изложил коллегам 29 апреля 1940 г. в докладе «Об антропологическом изучении скелетов Ярослава Мудрого, Анны и Ингигерд», который был опубликован в журнале «Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры» (выпуск VII за 1940 г.). Ученый отметил, что помимо двух скелетов взрослых людей в мраморном саркофаге князя оказалось «… несколько отдельных косточек ребенка в возрасте около 3 лет».
Никаких сомнений, что мужские останки принадлежали Ярославу Мудрому, не возникло. В своей работе В.В. Гинзбург описал скелет пожилого мужчины с многочисленными остеофитами и остеоартрозами. Рост покойного при жизни составлял 172-175 см. Его правая нога не могла полностью разгибаться в колене, а поясничный отдел позвоночника был заметно искривлен. Все это полностью соответствует летописным сведениям о хромоте князя.
«Изучаемого субъекта в последние годы его жизни можно представить хромым стариком, с малоподвижным позвоночником. Можно думать, что он ходил с палкой и избегал резких движений, особенно туловища», – написал В.В. Гинзбург.
Этническая принадлежность останков также соответствовала происхождению Ярослава Мудрого: по характерным особенностям черепа исследователь выяснил, что это был славянин с возможной примесью скандинавской крови. А похороненная с князем женщина средних лет, по данным антрополога, имела «северный европейский тип черепа». То есть, у нее были скандинавские корни.
Пропажу скрыли
О дальнейшей судьбе останков журналисту издания «АиФ» Марии Поздняковой рассказала кандидат исторических наук, заместитель директора национального заповедника «София Киевская» Ирина Марголина. Статья под заголовком «Тайна мудрого Ярослава. Почему исчезли останки киевского князя?» вышла в июне 2011 г.
Оказалось, еще в 1940 г., после окончания исследовательских работ, кости были возвращены из Ленинграда в украинскую столицу. Скелеты мужчины и женщины находились в двух деревянных ящиках. Но сотрудники музея, открытого в здании Софийского собора при советской власти, не смогли сразу поместить останки в саркофаг: чтобы сдвинуть его массивную крышку требовалась специальная техника. Поэтому ящики с костями просто хранились на полке.
Затем началась Великая Отечественная война, и о скелетах давно почивших людей надолго забыли. В 1964 г., когда саркофаг снова вскрыли, в музейном собрании оказался лишь один деревянный ящик с останками. А второй предположительно исчез в военной неразберихе.
Что было делать? Не желая скандала и долгих разбирательств, сотрудники Софийского заповедника поместили в усыпальницу имевшиеся кости, обозначив их как останки Ярослава Мудрого. А женский скелет несколько десятилетий считался утерянным.
Про записки и газеты
По словам И.Е. Марголиной, многие посетители музея пользовались тем, что крышка саркофага неплотно к нему прилегала. Некоторые люди кидали внутрь записки с различными просьбами, надеясь получить помощь от почитаемого в народе князя. К своим посланиям кто-то присовокуплял еще и фотографии. А несуеверные граждане бросали в усыпальницу зажженные спички, желая рассмотреть: что находится внутри.
В 1964 г. музейным работникам пришлось вычистить саркофаг от постороннего хлама. Но в 2009 г., когда его снова вскрыли, исследователи нашли в усыпальнице помимо всего прочего советские газеты «Правда» и «Известия», датированные все тем же 64-м годом. Очевидно, либо не все посторонние предметы были убраны из княжеской гробницы, либо кто-то хотел «проинформировать» покойного правителя о том, что происходит в мире, либо эти газеты поместили в саркофаг в качестве своеобразного послания потомкам.
Ингигерд или нет
10 сентября 2009 г. в усыпальнице князя были обнаружены только женские останки. То есть, кости самого Ярослава Мудрого официально признаны утраченными. Об этом говорится в статье «Антропологическая экспертиза останков из саркофага Ярослава Мудрого», которую совместно написали: Сергей Сегеда (Институт народоведения НАН Украины); Александра Бужилова и Мария Добровольская (Институт археологии РАН); Инна Потехина (Институт археологии НАН Украины). Эта научная работа вышла в журнале «Вестник Московского университета» (серия 23, № 4 за 2013 г.).
Исследователи отметили, что в саркофаге оказался прах женщины 45-55 лет. При этом в строении скелета ученые заметили некоторую дисгармонию: изящные и тонкие нижние конечности никак не соответствуют достаточно массивной верхней части останков. Но ученые не допустили возможность, что перед ними кости двух разных женщин.
«Есть основания полагать, что эти различия обусловлены специфическими физическими нагрузками рук, связанными с определенными видами профессиональной деятельности, например, ткачеством или умеренной ездой верхом», – говорится в статье.
Выходит, что женщина, похороненная в саркофаге Ярослава Мудрого, при жизни регулярно занималась физической работой, что не соответствует аристократическому положению княгини Ингигерд. Однако, не имея других вариантов, С.П. Сегеда, А.П. Бужилова, М.В. Добровольская и И.Д. Потехина все же, с некоторыми оговорками, признали принадлежность останков второй жене князя. По их мнению, это подтверждают два факта:
- характерные признаки северных европеоидов (скандинавов) в строении черепа и костей;
- преобладание продуктов животного происхождения в рационе, по данным изотопного анализа.
То есть, несмотря на регулярные физические нагрузки, покойная питалась преимущественно мясом и молоком, что свидетельствует о ее высоком социальном статусе.
Впрочем, многие исследователи сомневаются, что в саркофаге покоилась именно Ирина-Ингигерд. Например, И.Е. Марголина категорически отвергает данное предположение. Она отметила, что вторая супруга Ярослава «… похоронена в Великом Новгороде, где княжил ее сын Владимир. Ирина умерла за несколько лет до Ярослава».
Две женщины
Сотрудники Института геохимии окружающей среды НАН Украины и специалисты местного МЧС провели собственные исследования, чтобы определить возраст останков, находившихся в саркофаге. И оказалось, что это реально кости двух разных женщин.
Радиоуглеродный анализ ясно показал: нижние конечности датированы XIII веком, тогда как обладательница верхней части скелета жила приблизительно на 1580 лет раньше своей визави. То есть, ни одна из этих женщин не может быть супругой Ярослава Мудрого. Первая моложе на два столетия, а вторая – гораздо старше. Она умерла задолго до начала нашей эры. Причем, останки этой женщины по какой-то непонятной причине насыщены радием.
Замдиректора национального заповедника «София Киевская» И.Е. Марголина подтвердила данный факт в беседе с журналистом издания «КП в Украине» Александром Бочкаревым. Его статья «Вместо Ярослава Мудрого в саркофаге – кости двух женщин!» была опубликована в феврале 2011 г.
Как предполагают музейные работники, останки могли быть просто перепутаны учеными, ведь саркофаг Ярослава Мудрого только в ХХ веке вскрывался четыре раза. Кости перевозились в Ленинград и обратно, затем последовала война. В череде этих событий случиться могло что угодно. Не исключено, что в 1964 г. сотрудники Софийского заповедника, желая скрыть пропажу, дополнили саркофаг другими останками, просто оказавшимися у них под рукой, чтобы скелет оказался полным.
Вывезли в США
На сегодняшний день большинство специалистов считают, что останки Ярослава Мудрого были вывезены в США во время Великой Отечественной войны. Дело в том, что вместе с отступающими немцами в 1943 г. Киев покинули и некоторые представители Украинской автокефальной православной церкви. Среди них был архиепископ Никанор, который предположительно забрал из Софийского собора ящик с мощами Ярослава Мудрого и чудотворную икону Николы Мокрого, написанную в XIV веке.
Полковник местной жандармерии, помогавший священнослужителю с тяжелым грузом, не успел вовремя доставить его на вокзал. И поезд ушел. Тогда офицер довез мощи и икону до Польши, где передал православные реликвии украинскому епископу Палладию.
Из письма эмигранта Михаила Гереца сотрудники заповедника «София Киевская» узнали, что останки князя были доставлены в США. Епископ Палладий передал их нью-йоркскому священнику Ивану Ткачуку. Так ящик с прахом Ярослава Мудрого, вероятно, оказался у представителей Украинской православной церкви в США.
Кстати, икона Николы Мокрого хранится в бруклинской церкви Святой Троицы. Поэтому специалисты предполагают, что и останки князя находятся там же. Генеральный директор заповедника «София Киевская» Неля Куковальская даже ездила в Нью-Йорк, чтобы пообщаться с настоятелем этой церкви Владимиром Вронским. Но священнослужитель ответил, что местонахождение мощей Ярослава Мудрого ему неизвестно.
Похитили почитатели
Есть и другое предположение на этот счет. Останки легендарного правителя могли похитить. Несмотря на то, что РПЦ установила общецерковное почитание благоверного князя Ярослава Мудрого лишь в 2016 г., в народе ему поклонялись с момента смерти. А его саркофаг долгие века был местом паломничества страждущих.
Православные христиане, как известно, полагают, что мощи святых обладают чудодейственными свойствами. К ним часто обращаются за исцелением от болезней, поддержкой в делах. Поэтому останки князя являются бесценным артефактом в глазах его почитателей.
Впрочем, не будем забывать и о предположении И.Е. Марголиной, что кости могли просто потеряться в военной неразберихе или во время длительных исследований.
Читайте наши статьи на Дзен