За сапоги на каторгу: зачем Петр I запретил торговать русской одеждой и обувью
Если в деревнях приоритет отдавался лаптям и валенкам, то в городе каждый старался заполучить в собственность хотя бы одну пару сапог: в них ходили и мужчины, и женщины. Но были и те, кому ношение сапог строжайше запрещалось.
От бороды до сапог
Первым табуировать ношение сапог решил Петр I. Многочисленные петровские преобразования не обошли стороной традиционный костюм горожанина, обязательным атрибутом которого были сапоги. С 1701 по 1724 год Петр Великий выпустил серию указов, регламентирующих правила ношения платья и обуви, а также запрет на бороды. Как пишет Н. М. Каминская в книге «История костюма», в качестве обуви для французско-русского парадного платья были выбраны кожаные башмаки с тупыми носами, украшенные бантами и пряжками. Именно в них надлежало являться на Ассамблеи. В сапогах ко двору не пускали.
Более того, в 1714 году Петр Великий еще одним указом запретил торговать сапогами и русской одеждой: «Ежели кто учнетъ Русскимъ какимъ платьемъ и сапогами торговать… за такое ихъ преступленiе учинено имъ будетъ жестокое наказанье». Ослушавшихся секли кнутом, ссылали на каторгу, а также изымали имения и другое движимое и недвижимое имущество в пользу Государя «безъ всякiя пощады».
В 1722 году Петр наносит по русским сапогам третий удар — выходит указ «О взыскании податей за ношение особого платья и бород». Те, кто не желал придерживаться новой моды, должны были платить по 50 рублей в год. Указ также содержал запрет принимать челобитную от человека, пришедшего в сапогах и с бородой. Такого преступника следовало задержать в Приказе, даже если он уплатил годовую пошлину. Если же бородач в сапогах и русском платье появлялся на улице, на него должен был всякий донести.
Мытарства солдатских сапог
Запреты на ношение сапог коснулись и русской армии. Сначала на шведский манер солдат переодел Петр Первый. Хотя сапоги с раструбами остались в составе парадной формы, в походы же русским солдатам было велело отправляться в башмаках с медными пряжками и чулках (гвардейцам — в красных, остальным — в зеленых).
В конце царствования Екатерина Великая по настоянию князя Потемкина вернула сапоги в строй, но их снова разжаловал Павел I. Он ввел в русскую армию новую форму по образцу прусской. В качестве обуви были выбраны лакированные башмаки и сапоговидные штиблеты. Суворов резко критиковал такую форму, говоря, в частности, что «стиблеты — гной ногам». Форма была хороша для парадов, не для военных действий: узкими штанами и штиблетами солдаты стирали ноги в кровь. Соблюдение формы было обязательным, за нарушения следовали строгие взыскания, вплоть до ссылки в Сибирь и лишения состояния и всех привилегий. Сын Павла, Александр I, заменил сапоговидные штиблеты более удобными аналогами на брючных застежках. Офицерам он милостиво разрешил обуваться в сапоги.
При Николае I солдатские сапоги были совсем короткие, поэтому поверх них натягивались шаровары и штиблеты на 5—6 пуговицах. Александр III, делавший ставку на удобство, дозволил заправлять шаровары в высокие сапоги. Такой вариант использовался и в дальнейшем, хотя в окопах солдаты предпочитали сапогам ботинки с намотанными от щиколотки до колен онучами или портянками.
Христа ради
Наконец, ни сапоги, ни лапти, ни любую другую обувь не носили юродивые. Конечно, власть не запрещала юродивым носить сапоги или теплые кафтаны, но сделать это не дозволял «статус» юродивого.
Татьяна Руди в монографии «Об аскезе юродивых» справедливо отмечает, что «идеальный костюм юродивого», одна из его примет, — это намеренная «нагота Христа ради». Босой, лишенный крова и одежды юродивый на Руси олицетворял беззаветное служение Господу. Частью этого религиозного подвига становилось намеренное самоистязание, в том числе не ношение обуви и одежды даже в лютый мороз. Вот как описывает страдания юродивого Федора протопоп Аввакум: «Беспрестанно мерз на морозе бос…» до тех пор, пока разутые ноги не обмерзали настолько, что начинали стучать по булыжникам, как льдины.
Читайте наши статьи на Дзен