Почему Петра I не могли похоронить в течение 6 лет после смерти
Неординарная личность государя-императора Петра I проявилась не только в его политической деятельности. Сторонник западных устоев при своей жизни отверг традиционный траурный церемониал, по которому хоронили его предшественников. Поэтому даже погребение Петра I было новаторским. При этом император упокоился в Петропавловском соборе лишь спустя 6 лет после своей кончины. И этот факт породил немало самых разных теорий..
По западному образцу
Петр Алексеевич умер 28 января 1725 г. после тяжелой болезни. Вопреки правилу, которому неукоснительно следовали московские цари, перед смертью государь не принял монашеский постриг, хотя такая возможность у него была.
Вообще, похороны Петра I удивили подданных. Траурная церемония, организованная по западному образцу, в корне отличалась от традиционного православного погребального обряда. Об этом кандидат исторических наук Марина Логунова пишет в книге «Печальные ритуалы императорской России» (Москва, 2011 г.).
«Похороны были отложены на долгие 40 дней, и в течение этого времени у желающих была возможность проститься с императором. Это небывалый факт в практике русских царских похорон», – отметила М.О. Логунова.
Организацией траурной церемонии впервые занималась специально созданная Печальная комиссия, которую возглавил генерал-фельдмаршал Яков Брюс. Под его руководством в Кавалерском зале Зимнего дворца началась подготовка Печальной залы – особого помещения, где должно было проходить прощание с императором. А пока работы велись, гроб с покойным временно установили в Малой зале дворца. И уже с 30 января тело было выставлено на всеобщее обозрение.
Увидеть в гробу
Несмотря на то, что в морозную погоду окна траурного помещения были открыты настежь, по воспоминаниям очевидцев, уже к 8 февраля труп заметно почернел и стал издавать отчетливый запах. И хотя достоверных сведений о бальзамировании тела ученым найти не удалось, большинство исследователей предполагают, что останки императора подверглись процедуре консервации. 13 февраля тело было перенесено в уже подготовленную к этому времени Печальную залу.
Стены траурного помещения были задрапированы черным сукном. В центре на специальном возвышении стоял гроб, обитый золотой и серебряной парчой. Над ним возвышался балдахин, украшенный алым бархатом. Рядом располагались гражданские и военные регалии императора.
Знатные вельможи, купцы, мастеровые, все желающие могли свободно пройти в Печальную залу и увидеть Петра I в гробу. При этом и русские, и иностранцы, которых немало насчитывалось в Петербурге, одинаково недоумевали: почему прощание с императором затягивается так непривычно долго? Ведь останки покойного, согласно христианским традициям, должны быть захоронены вскоре после кончины.
Смерть дочери
Одной из возможных причин задержки погребения, вероятно, является кончина младшей дочери Петра I и его супруги Екатерины I Алексеевны – шестилетней Наташи. Девочка умерла 4 марта 1725 г. от кори.
Известный французский писатель Анри Труайя (Л.А. Торосян) написал книгу «Петр Великий», которая впервые была издана в 1979 г. в Париже. А в 2007 г. она вышла в Москве под заголовком «Петр Первый», в переводе И.В. Щегловой. В этом историко-биографическом произведении сказано, что безутешная мать решила похоронить свою дочь вместе с отцом. Траурная церемония была назначена на 10 марта.
Возможно, вдова императора откладывала погребение своего мужа, поскольку ее дочь была больна, и вероятность смерти ребенка оценивалась придворными врачами достаточно высоко. В такой ситуации Екатерина Алексеевна не могла отвлекаться на участие в официальном мероприятии. Или, предположительно, несчастная мать готовилась к самому страшному и изначально планировала двойные похороны.
Накануне церемонии гроб с телом Натальи Петровны установили в Печальной зале, рядом с останками ее отца.
Через окно
10 марта 1725 г. от Зимнего дворца к Петропавловской крепости, где по замыслу самого государя-реформатора должна была быть устроена официальная усыпальница русских императоров, двинулась внушительная процессия. Вдова покойного, его соратники, государственные и военные деятели, чиновники разных рангов и простой люд шли за гробами Петра I и его дочери в сопровождении почетного караула.
Примечательно, что останки государя вынесли из Печальной залы через окно, для чего был построен специальный деревянный помост. Кандидат исторических наук М.О. Логунова увидела в этом факте глубокий символизм.
«Вынос тела покойника не через дверь, а через окно или через специально сделанный для этого проем в стене, относится к русским языческим традициям. Испытывая страх перед смертью, наши предки предпочитали не пользоваться в подобных случаях дверью, опасаясь, чтобы через обыкновенный вход покойник «не вернулся» в тот дом, откуда отбыл на кладбище», – написала исследовательница.
Это значит, что отношение к личности Петра I, несмотря на показной траур, среди его ближайших соратников было неоднозначным. И его возвращения, пусть даже гипотетического, суеверные сановники очень боялись.
Первые похороны
10 марта 1725 г., преодолевая резкие порывы ветра, участники траурной процессии пешком направились по льду Невы к Петропавловской крепости. Здесь летом 1712 г. началось строительство официальной усыпальницы русских императоров, которая была освящена в 1733 г.
То есть, в момент похорон государя-реформатора Петропавловский собор еще не был построен. Об этом говорится в книге «100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга» (Москва, 2012 г.). Ее автор Александр Мясников написал: «В 1725 году внутри собора, возведенного вчерне, была сооружена деревянная церковь, впоследствии разобранная. В ней отпевали скончавшегося Петра I».
Панихиду отслужил епископ Псковский и Нарвский Феофан (Прокопович). Затем гробы Петра I и его дочери просто оставили на специальном возвышении во временной деревянной церкви. Никакого погребения не было. На крышки гробов символически насыпали горсти земли.
Месть вдовы
Вдова императора поразила современников своей показной скорбью, громкими рыданиями и театральными причитаниями. Многие иностранцы и русские обыватели специально ходили в Зимний дворец, чтобы посмотреть на ее ежедневные представления. Они были настолько демонстративны и лишены искренности, что вызывали лишь удивление.
Екатерина Алексеевна долго запрещала представителям Печальной комиссии заколачивать гроб, несмотря на явные признаки разложения тела покойного мужа. Ей словно доставляло удовольствие видеть своего деспотичного супруга мертвым. А ведь он еще при жизни распорядился не привлекать плакальщиц к участию в его похоронах. Вопреки воле покойного, его вдова была самой усердной из них.
М.О. Логунова даже высказала предположение, что беспрецедентно длительная демонстрация разлагающегося трупа могла быть своеобразной местью Екатерины Алексеевны, проявлением ее личного отношения к покойному.
«Трудно сказать сегодня, чем руководствовалась эта женщина, но желание взять реванш в постоянной схватке за жизнь со своим царственным супругом, отрицать невозможно. Ее жизнь рядом с таким непростым человеком, как Петр I, вряд ли можно назвать легкой», – отметила кандидат исторических наук.
Вторые похороны
Вдова императора умерла 6 мая 1727 г. И вскоре гроб с ее телом тоже оказался на специальном возвышении во временной церкви, рядом с покойным супругом. А через год в германском городе Киле скончалась еще одна дочь Петра I и Екатерины Алексеевны – герцогиня Анна Шлезвиг-Голштинская. Ее останки также были доставлены в семейную усыпальницу.
Все они были официально захоронены в Петропавловском соборе после завершения основных строительных работ. 29 мая 1731 г., по распоряжению императрицы Анны Иоанновны, Петр I и его супруга упокоились вместе. Два гроба поместили в общий склеп. Это были уже вторые по счету похороны государя-реформатора, состоявшиеся более чем через 6 лет после первых.
Масон и мавзолей
Оригинальную попытку объяснить необычно долгие двойные похороны Петра I предпринял писатель Александр Смирнов. В книге «Неизвестный Петр I. Стихи и проза убийцы Лермонтова» (Астрахань, 2019 г.) автор исторического исследования обратил внимание, что траурной церемонией руководил Яков Брюс – один из самых образованных людей своего времени, которого многие также называли первым масоном России.
По мнению А.С. Смирнова, именно «вольный каменщик» настоял на том, чтобы тело Петра I не было предано земле по христианскому обычаю. Я.В. Брюс якобы планировал построить мавзолей и выставить в нем забальзамированные останки государя-императора.
А.С. Смирнов ссылается на воспоминания иностранцев, посещавших город на Неве в 1725-1731 гг. Они указывали, что в то время на территории Петропавловской крепости из гранита и мрамора возводилась усыпальница для Петра I.
«Все сходится. Видимо, лишь неожиданная смерть юного царя Петра II, отставка Якова Брюса и его неудачи в химических опытах не привели к тому, что в центре столицы не был возведен оккультный центр – мавзолей», – считает А.С. Смирнов.
А благодарить за это следует Анну Иоанновну, которая «… была далека от масонских и оккультных чар».
Читайте наши статьи на Дзен