На какой день после смерти было принято хоронить русских царей
По православной традиции погребение осуществляется на третий день. Нередко обстоятельства заставляли отступать от этого правила. Особенно, если речь шла о похоронах русских правителей.
Допетровская традиция
Как пишет в книге «Печальные ритуалы императорской России» М. Логунова, особенностью похорон допетровского периода являлось спешное захоронение тел. На протяжении XIV-XVII вв. старались хоронить на следующий день после кончины. На традиции спешного погребения в «Очерке домашней жизни и нравов великорусского народа XVI-XVII столетиях» указывал и Н. Костомаров. Однако историк подчеркивал, что соблюдалось правило «24 часов» обычно летом. Оно и понятно – без бальзамирования тело усопшего просто нельзя было оставлять на жаре надолго.
Зимой с погребением не спешили. Если по каким-то причинам похороны откладывались, тело простого человека «во избежание зловония» выносили на ледник. Гроб с телом знатного и богатого покойника оставляли в церкви. Как пишет Н. Костомаров – «иногда дней на восемь». Самой распространенной причиной отсрочки похорон становилось ожидание приезда родственников или важных гостей. Так, на похороны князя Юрия Васильевича Дмитровского в 1472 году ждали Ивана Третьего. Пока он не прибыл из Ростова, тело Юрия стояло в церкви..
Сроки погребения царей после XVII века
При изучении более позднего траурного церемониала М. Логунова пришла к выводу, что правило «24 часов» при погребении царей сохранялось на протяжении всего XVII века. Хоронили не позже следующего дня после кончины, а если царь скончался после полуночи, то в тот же день. Так, царь Алексей Михайлович, почивший в 1676 году в ночь с 29 на 30 января, был похоронен 30 января. Умершую 3 июля 1704 года Софью Алексеевну похоронили 4-го. Федора Алексеевича похоронили также на следующий день после смерти – 28 апреля 1682 г. Одним из последних представителей династии Романовых, которого похоронили на следующий день, стал старший брат и соправитель Петра I Иоанн Алексеевич. Скончался он 29 января 1696 года, а был погребен 30 января.
Как пишет М. Логунова, обязательной была традиция выпуска специальной грамоты, которая оповещала о смерти и похоронах царя, а также о восшествии на престол преемника. Так, 30 января 1676 года стольнику во Владимир, воеводе Хованскому и донским казачьим атаманам направили грамоты о кончине Алексея Михайловича и воцарении его сына, Федора Алексеевича. В 1682 году 28 апреля донские казаки и атаманы получили грамоту о смерти Федора Алексеевича и вступлении на престол Петра Алексеевича. По ней войскам приказывалось «учинить царю верность присяги».
Миф о 40 днях
Однако во многих источниках встречается информация, что с XVII века русских правителей хоронили на 40 день. Это утверждение основано на данных Н. Костомарова, который писал, что «тело государя шесть недель стояло в домовой церкви в гробу». И каждый день, кроме воскресенья, над царским телом служили панихиду.
М. Логунова предполагает, что Н. Костомаров взял факт о 40-дневном ожидании погребения из трактата дьяка Григория Котошихина. Но при сравнении этого источника с другими сохранившимися документами возникают обоснованные сомнения – могло ли царское тело не предаваться земле 6 недель? Не исключено, что для подготовки склепа и могилы, а также для прибытия духовенства и важных гостей требовалось какое-то время, но вряд ли 40 дней. Столько ждать было просто нельзя из-за невозможности сохранить тело с помощью бальзамирования.
И всё же в истории погребения русских царей была ситуация, когда правителя хоронили даже не через 40 дней, а спустя месяцы. Речь идет о скончавшемся 19 декабря 1825 года в Таганроге Александре I. Кортеж с царским телом выехал из Таганрога лишь через 40 дней после смерти, а прибыл в Царское село – только в начале марта 1826 г. Столь длительная транспортировка, по мнению отдельных историков, и является причиной погребения царя в «залитом оловом» гробе.
Место, панихиды и «дневание»
При анализе исторических источников более вероятной кажется версия «24 часов». По обычаю петровского времени Романовы в день смерти (максимум – на следующие сутки) «смертные останки» переносили из Кремлевского Дворца в Архангельский собор (если хоронили царя или царевича) или в Вознесенский монастырь (если речь шла о погребении царицы или царевны).
В «Собрании древностей российских» Н. Новикова описаны похороны сына Алексея Михайловича. 16-летний царевич Алексей Алексеевич умер в 7 утра 17 января 1670 года, а на следующий день в 4 часа его тело на санях доставили в Архангельский собор. В храме гроб установили в центре, а после отпевания «заложили в землю» и накрыли плитой.
Перед погребением обязательно совершали панихиду. Ее служили после похорон ежедневно в течение 40 дней. При этом существовала традиция «дневания», когда 12 бояр, окольничих, думных дьяков и стольников «охраняли» захоронение.
Форс-мажоры
В редких случаях приходилось отходить от строго церемониала царских похорон. В книге «Тайны дома Романовых» В. Балязин упоминает о похоронах умершего 6 июля 1762 года «при невыясненных обстоятельствах» Петра III.
В качестве места погребения была выбрана Александро-Невская лавра, а не Петропавловский собор. Ночью с 7 на 8 июля царское тело доставили в Александро-Невскую обитель, где оно «стояло в гробу до 10 числа». Царя положили в скромный гроб, в мундире без орденов и шпаги. На руках царя были надеты длинные кожаные перчатки. В караул поставили несколько солдат и младших офицеров.
Шедшие проститься с императором люди поражались не только скромному убранству и небольшому караулу, но и «черному лицу царя». В результате удушения и большой потери крови лицо императора действительно было очень темным. Петра III отпели в Благовещенской церкви и сразу же предали земле рядом с Анной Леопольдовной. Во время похорон не было ни оружейного салюта, ни колокольного звона. Еще одно существенное отступление от правил произошло уже в конце 1796 года. В декабре по распоряжению Павла I «убиенного царя» перезахоронили рядом с Екатериной II в Петропавловском соборе. Как пишет в книге «Император Всероссийский Павел I Петрович» А. Семенова, впервые в истории была проведена «сокоронация» – Его Величество Павел I «возложил на гроб родителей» императорскую корону. Посмертным венчанием родителей он аннулировал результаты дворцового перевода 1762 года и реабилитировал покойного отца. По свидетельствам очевидцев, оба гроба стояли в соборе «для поклонения» 2 недели. И только потом венценосную чету предали земле.
Читайте наши статьи на Дзен