Почему тевтонцы считали жителей Руси «людьми второго сорта»
Отношения с католичеством у Руси, а потом и России с самого начала были неоднозначными: от резкого неприятия до союза с Римом или с отельными влиятельными орденами. Однако в общем и целом большой любви в нашей стране к католичеству не было никогда, а даже наоборот. Повлияли на это и политические, и исторические события.
Первые конфликты с западным христианством до раскола Рима и Константинополя в 1054 году, начались еще при княгине Ольге. Стоит напомнить, что после не совсем удачного визита в Константинополь, крестившись, но не породнившись с византийскими императорами, Ольга вернулась на Русь, а ее окружение без ее ведома, но от ее лица начало переговоры с Римом о сближении с западной ветвью христианства.
В ответ король Оттон I Великий, император Священной Римской Империи, послал на Русь епископа Адальберта. Но миссия легата не сложилась настолько, что он в буквальном смысле еле унес ноги с территории, куда был отправлен миссионером и просветителем.
Так и оформилась разница отношений на Руси к Риму и Византии. И дело тут было и в религии, и в политике.
Римские узурпаторы
Славянская аристократия, а к ней стала принадлежать и Ольга, хотела повысить свой статус через родство с «подлинными монархами Европы», которыми на тот момент оставались только византийские басилевсы.
Римских императоров после всех нашествий варварских племен на Западную Римскую Империю на Руси считали некими «узурпаторами» с весьма сомнительной биографией. А потому и латинская ветвь христианства рассматривалась с политической точки зрения, как «излишний компромисс».
Западная экспансия
С другой же стороны нужно понимать, что католичество (а до раскола, западное христианство) всегда делало упор именно на миссионерство и на перманентное расширение влияния и территорий. Что важно, далеко не всегда «евангельскими методами».
Если обратиться к «Очеркам по истории Русской Церкви» Карташева и посмотреть на историю выбора веры князем Владимиром и пресловутого Крещения Руси, то в этом акте религии было столько же сколько и политики — все те же попытки получить преемство от подлинно багрянородных византийских императоров.
Великая схизма
А потом случилась и трагедия раскола 1054 года. И дальше в глазах Рима и само восточное христианство превратилось в некую ересь чуть ли не сродни язычеству, а что касается наших предков, то к ним, даже к христианам, и греки относились как к братьям, скорее даже не младшим, а «меньшим». Что уж говорить про латинян.
И в общем, Запад уже тогда решил, что его культурная и цивилизационная миссия по отношению к славянским народам – это захватить, подчинить, «окатоличить».
Действовал Рим в данном случае целым спектром самых разных методов. Из истории нам известны и многочисленные католические посланцы с предложением унии, и перманентное военное давление. При этом Русь волей-неволей жила в теснейшем соприкосновении с католической Европой, потому что были тут и географическая близость, и постоянное желание экспансии на запад уже с нашей стороны.
Тевтонский орден
Одним из пиков притязаний на восточные территории католиков стала экспансия Тевтонского ордена и его ландмейстерства с широкой автономией — ордена Ливонского. И об этой истории, да и о самом Ордене и его деятельности стоит поговорить подробнее, настолько они показательны.
Само «Германское братство святой Марии в Иерусалиме», как полностью называется Тевтонский Орден, появилось как часть ордена госпитальеров в 1190 году, по итогам 3-го крестового похода. В 1191 году папской буллой Орден стал автономным.
С годами он стал активно действовать уже на территории восточной и центральной Европы. Фактически, за счет походов против прусских племен, естественно, изначально с «миссионерскими целями», Орден стал владельцем целого государства.
И к 1240 году в руководстве Ордена уже давно вызрело понимание того, что экспансия нужна не столько для религиозных, сколько для политических целей. Экспансия на Запад была невозможна потому, что там все уже были католиками, а вот на Восток в сторону «варварских славянских племён» исповедующих «еретическое православие» — почему бы и нет?
К тому же и литовские, и, особенно русские князья были ослаблены татаро-монгольским нашествием. И тут возникало два варианта. Первый, который и был предложен Александру Невскому — это переход в католичество, и совместная борьба с татаро-монголами. Второй, который в итоге продвигал Тевтонский орден – это военная экспансия и захват русских земель.
Но католичество помимо активной экспансии еще и задавало жесткие рамки обрядовости, быта, культуры и ментальности. И в отношении этих своих «универсальных норм» было куда менее либерально, нежели Православие. Монгольское же государство вообще не посягало на религиозную составляющую жизни покоренных народов. И потому Невский осуществил нетривиальный политический ход, став побратимом сына Батыя, Сартака. То есть заручился военной и политической поддержкой монголов.
И понятно, что после такого «кульбита» европейцы окончательно укрепились в том мнении, что на Руси живут какие-то совсем уж азиаты и варвары. А это означало, что «цивилизаторы»-тевтонцы могут делать с этими «варварами» все что угодно.
Люди второго сорта
Кстати стоит отметить что и без подобных условностей рыцари ордена вели себя по отношению к покоряемым весьма жестоко. К примеру, уже значительно позже, в 1380 году к началу заката Ордена, тевтонцы захватили Гданьск и уничтожили там примерно 10 тысяч поляков-христиан.
На момент же правления Александра Невского русские прекрасно видели, как рыцари покоряют народы, и что народы эти превращаются в «людей второго сорта» на подконтрольных Ордену территориях. В общем, если уж совсем грубо и упрощённо, то до Гитлера оставалось семь веков, но все уже было понятно.
В рамках того восточного похода тевтонцам удалось взять Изборск, а потом и Псков, затем орден вторгся уже на Новгородские земли и отстроил там свою крепость в Копорье. И это была уже серьезная заявка на покорение русских земель.
Ледовое побоище
Финал в виде Ледового побоища в общем, всем известен. По итогам был заключен Дептский мир, но противостояние продолжилось до разгрома войск ордена в битве при Раковоре в 1268 году русскими войсками. Потому что тевтонцы не оставляли попыток экспансии на восток, а на востоке прекрасно понимали, чем грозит покорение Ордену: если не геноцидом, то чем-то весьма похожим с принуждением отказаться от православия и переходом всей жизни на латинский лад, да еще и в статусе «людей второго сорта».
Впоследствии история России знала множество эпизодов самых разных взаимоотношений с католичеством, но общее недоверие к латинянам в народе сохранилось и перешло из религиозной плоскости в недоверие к европейцам в принципе. И отголоски этого отношения вполне очевидны и сегодня в рамках российских отношений с самыми разными западными партнерами.
Читайте наши статьи на Дзен