«Игуменья Агафья»: почему 146-летнюю старушку из Саратова считали внучкой Суворова
На Воскресенском кладбище города Саратова можно встретить необычную могилу. Таблички на ней гласят, что в этом месте покоится Агриппина Ильинична Суворова, она же «игумения Агафия» – внучка генералиссимуса Суворова, которая якобы прожила 146 лет. Указаны и годы жизни умершей – 1810-1956. Но была ли на самом деле у легендарного полководца саратовская родственница-долгожительница, которую впору заносить в «Книгу рекордов Гиннесса»?
«Лишняя» внучка
Семейное древо Александра Васильевича Суворова досконально исследовано, и места для внучки, прожившей 146 лет, в нём не находится. Впервые историки занялись изучением судеб потомков полководца в 1900 году, когда праздновался 100-летний юбилей его смерти. У князя Италийского было двое детей – дочь Наталья и сын, которого звали Аркадий, а не Илья. При жизни военачальника у него родилось трое внуков от дочери, вышедшей замуж за графа Николая Зубова: Александр (1797 года рождения), Платон (1798) и Надежда (1799). После смерти Суворова у его дочери родилось ещё четверо детей (Вера, Любовь, Ольга, Валериан), столько же – у сына Аркадия (Мария, Варвара, Александр, Константин). Однако все известные внуки Суворова умерли ещё в XIX веке, позже всех скончалась Варвара Аркадьевна Суворова (в замужестве Башмакова и Горчакова, дата смерти – 1885 год)..
Таким образом, никакой «игуменьи Агафии» в семье великого полководца не было. Во всяком случае по линиям документально зафиксированных брачных связей.
Суворова, да не та
Но означает ли это, что никакой саратовской долгожительницы вообще не существовало? И кто же тогда похоронен на Воскресенском кладбище?
Ответ на этот вопрос нашли журналисты регионального издания «Версия Саратов». В подшивках местных газет «Коммунист» и «Молодой сталинец» они обнаружили статьи об Агафье Ильиничне Суворовой, приуроченные к Всесоюзной переписи населения, которая состоялась 6 января 1937 года. Сообщалось, что пожилая женщина, жившая на тот момент на Втором рабочем проезде, родилась в 1804 году, то есть тогда ей исполнилось уже 132 года. Отметим, что это на 10 лет больше, чем возраст старейшего верифицированного долгожителя планеты – француженки Жанны Кальман, которая умерла в 1997 году в возрасте 122 лет.
Агафья Суворова рассказала журналистам, что родилась в семье крепостных крестьян помещика Кругликова в селе Федино Ярославской губернии. В 1812 году, когда шла война с Наполеоном, семья жила под Костромой. Согласно тексту статьи, сестра Агафьи якобы заживо сгорела «в подожжённой французами Риге» (возможно, собеседница корреспондента на самом деле имела в виду обычный бытовой пожар в риге – хозяйственной постройке для сушки хлеба).
«Особенно помню крепостное право. Жилось трудно. Работала день и ночь на господ. В сутки выпрядала по 23 аршина тальки», – вспоминала Суворова.
Своё долгожительство она считала наследственным, поскольку отец, Илья Павлович, по её словам, прожил 160 лет, а дядя – 140.
Предположительно, на старости лет Агафья Суворова служила в церкви, где учился иконописи известный впоследствии художник Алексей Кравченко. Женщина воспринимала его как своего воспитанника. О её семейной жизни или возможном пребывании в монастыре сведений нет.
Для пропагандистов сталинской эпохи было желательно, чтобы люди, заставшие крепостное право, позитивно отзывались о советской власти. Но похвалить большевиков Агафье Суворовой оказалось не за что.
«Старушка выглядит бодрой, но жалуется на одиночество. Пенсии она почему-то не получает. Нужно обеспечить ее старость», – заканчивалась статья в газете «Коммунист» от 15 января 1937 года.
Смерть долгожительницы
Неизвестно, добилась ли Агафья Суворова пенсии, но своего угла, по рассказам старожилов, у неё не было. Приют старушке давали верующие православные жители Саратова и Энгельса. В 1940-х годах бабушку Агафью нередко видели в Троицком соборе Саратова. Зимой она носила перелицованное пальто, а летом – старенькое бумазейное платье. По-видимому, в те годы и зародилась легенда о том, что долгожительница – внучка самого Суворова. Роль в этом сыграло совпадение фамилий, а также смутная память горожан о том, что праправнучка Суворова Ольга Нейдгардт была женой русского реформатора Петра Столыпина, который в 1903-1906 годах занимал пост Саратовского губернатора.
Документальных подтверждений тому, что Агафья Суворова умерла в 1956 году, не существует. В 2018 году протоиерей Всеволод Кулешов получил от МКУ «Администрация кладбищ» официальную справку о том что «Суворова А.И.» была похоронена на Воскресенском кладбище 13 декабря 1944 года в возрасте 114 лет. Таким образом, согласно этим данным, родилась она в 1830 году, и, конечно, не могла помнить войну с Наполеоном. Но даже в этом случае жительница Саратова должна занимать почётное место в списке российских долгожителей.
Читайте наши статьи на Дзен