Тайна могилы Ермолова: куда пропали останки «усмирителя Кавказа»
Биография генерала Алексея Ермолова, прозванного «грозой Кавказа», читается как увлекательный роман. Не менее захватывающей оказалась и его посмертная судьба, полная исторических перипетий и мистических событий.
Похороны генерала
По свидетельству редактора журнала «Русская старина» Михаила Семевского, генерал Ермолов, ещё будучи подполковником, получил предсказание своей судьбы от таинственного незнакомца. Как уточнял капитан Николай Берг, молодому Ермолову привиделся… он же сам, только в виде седовласого старца. Под диктовку «гостя» Ермолов записал год, месяц и день своей смерти (11 апреля 1861 года).
«Он скончался в тот самый день, даже час, как ему было предсказано лет за пятьдесят до этого», – утверждал Семевский в 1875 году.
Похороны Ермолова стали одним из самых громких событий 1861 года, хотя сам генерал был против шумихи. В духовном завещании он просил похоронить его «как можно проще».
«Прошу сделать гроб простой, деревянный, по образцу солдатского, выкрашенный жёлтой краской», – писал Ермолов..
Два дня улицу Пречистенка, на которой стоял московский дом генерала, переполняли толпы желающих проститься с Ермоловым. Отпели полководца 13 апреля, после чего множество народа вышло провожать его тело на Серпуховскую заставу. Там гроб установили на артиллерийский лафет и вывезли в Орёл.
Траурная процессия достигла места назначения 16 апреля. Желающих проститься с Ермоловым оказалось много и здесь. Лишь 18 апреля генерала похоронили на Троицком кладбище Орла. Первоначально на его могиле не было даже деревянного креста.
Спустя три года, в 1864 году, сыновья Ермолова решили поставить ему надгробный памятник. Однако священник Иоанн Мещерский предложил вместо этого расширить Троицкую церковь и выстроить в ней придел для захоронения. Работы обошлись в 10 тысяч рублей, больше половины суммы выделила казна. В сооружённый под южным приделом склеп в 1865 году и были перенесены останки «усмирителя Кавказа», а также его отца. Впоследствии в склепе упокоились сын Ермолова, Клавдий, и его невестка, Варвара.
Разорённый склеп
В советский период постановлением Совета министров РСФСР от 30 августа 1960 года «могила Ермолова Алексея Петровича» была внесена в список «памятников археологии, подлежащих охране как памятники государственного значения». Но в 2012 году при реставрации Троицкой церкви выяснилось, что охраняли долгое время неизвестно что.
Рабочие, менявшие деревянные полы на мраморные, обнаружили разбросанные по склепу человеческие кости вместе с остатками истлевшего мундира. Строители едва не выкинули останки вместе с мусором, но, к счастью, вмешалась общественность.
Выяснилось, что в склепе оставалось лишь 25-40% скелета Ермолова. Как установили специалисты Института археологии РАН, отсутствовали череп генерала и практически вся верхняя часть тела, кроме нескольких рёбер. Вскрытыми оказались и гробы родственников Ермолова – его отца и сына, но их останки сохранились намного лучше.
В 2014 году реставрация закончилась. Найденный фрагмент берцовой кости левой ноги Ермолова, а также части других костей перезахоронили в гробу размером 40 на 80 см.
Тайна пропавших останков
Предположительно, склеп Ермолова пострадал в сталинский период. Для большевиков осквернять могилы было обычным делом, а Ермолов не относился к «прогрессивным деятелям царского режима». Историки Мария Медникова и Ася Энговатова называют возможную дату первого осквернения – 1938 год, о чем свидетельствует найденная на полу склепа монета 1937 года. Не исключается и 1940 год, когда Троицкую церковь передали под хранение архива НКВД.
Подозреваются в разорении ермоловского склепа и немцы, которые оккупировали Орёл в 1941-42 годах. Троицкую церковь они использовали как конюшню. В склепе была найдена фара от немецкого военного автомобиля.
Но куда же делись останки генерала? Здесь приходится учитывать свидетельство «потустороннего» характера. Оно было получено советскими писательницами Мирдзой Кемпе и Майей Луговской (дальней родственницей Ермолова). В 1945 году женщины устроили спиритический сеанс, во время которого «дух Ермолова» сказал им: «Собери моё тело». На вопрос, где оно находится, последовал ответ: «Под деревом вяза, у левого клироса Троицкой церкви».
Отправившись в Орел, литераторши узнали, что гроб с телом Ермолова был выброшен за пределы церкви, а после войны (с 1949 года) найденные на полу склепа останки держал у себя в комнате орловский архитектор Михаил Каплинский. В литературном изложении Каплинский нашёл почти весь скелет, и Мирдзе Кемпе оставалось только выкопать из-под вяза кость руки. В жизни, однако, всё могло обстоять не столь радужно. Из письма Каплинского к Кемпе следует, что найденные в склепе «частицы дубового гроба, немного костей и часть мундира и погон» он передал в краеведческий музей. Есть версия, что эту часть останков без особой огласки перезахоронили снаружи Троицкой церкви в декабре 1954 года.
Остаётся, однако, немало вопросов – на сколько всего фрагментов был раздроблен скелет Ермолова, какова их точная судьба и где, собственно, череп генерала? Без эксгумации всех фрагментов из предполагаемых мест захоронения это так и останется тайной.
Читайте наши статьи на Дзен