Лжедмитрий I: был ли самозванец сыном «фейкового» царя Симеона Бекбулатовича
Многие загадки эпохи Смутного времени до сих пор не раскрыты. Судьба множества родовитых людей, имевших право занять русский престол, неизвестна. В паутине дворцовых интриг начала XVII века сложно разобраться.
Неизвестные претенденты на трон
Например, у боярина князя Ивана Дмитриевича Бельского, погибшего во время московского пожара 1571 года, было три сына – Василий, Иван и Фёдор. Кроме имён, мы ничего не знаем о них по сохранившимся источникам. Сам же Иван Бельский в течение многих лет был самым приближенным человеком к Ивану Грозному. Кроме того, он был его свойственником, поскольку был женат на двоюродной племяннице царя – Марфе Васильевне Шуйской.
Таким образом, в детях Ивана Бельского текла кровь Рюриковичей. Но не только их, поскольку по деду со стороны матери та же Марфа Васильевна принадлежала к роду Чингизидов, а сами Бельские были Гедиминовичами. Следовательно, сыновья Ивана Бельского принадлежали сразу к трём славнейшим и знаменитейшим династиям Восточной Европы. Неужели они не могли предъявить свои права на русский престол во время Смуты? Есть, конечно, вероятность, что именно поэтому их заранее могли (например, Борис Годунов) извести ядом. Но не кроются ли некие знатные особы среди множества самозванцев, заполонивших Русскую землю после гибели первого Лжедмитрия?
К числу лиц, обладавших некими правами на престол и бесследно пропавших в Смутное время, относятся и дети Симеона Бекбулатовича.
Как касимовский хан стал царём на Москве
Саин-Булат, сын Бек-Булата, в 1567 году был посажен Иваном Грозным ханом (царём) в Касимове. Касимовское ханство было устроено внутри Московского государства как автономное образование, в котором господствующим народом были татары, обязанные русским царям военной службой. Официальной религией Касимовского ханства был ислам.
В 1573 году Саин-Булат принял православие и стал именоваться Симеоном Бекбулатовичем. Согласно неписанному закону, он утратил право на касимовский престол, так как его мог занимать только мусульманин.
По-видимому, крещение Саин-Булата было задумано не только в связи с его женитьбой на княжне Анастасии Милославской. Иван Грозный внезапно отрёкся от царского венца и короновал Симеона Бекбулатовича на московский престол. Этот манёвр царя до сих пор остаётся загадкой. Иван Грозный писал Симеону челобитные как подданный, подписываясь «холопом твоим Ивашкой», и совершал другие шаги, выглядящие с точки зрения современного человека весьма несуразно.
Историки считают, что это было какое-то очередное лицедейство царя. Но это традиционное объяснение похоже не на ответ, а больше на уход от ответа, поскольку суть и цель этих поступков царя историкам совершенно неизвестны. Через одиннадцать месяцев Иван Грозный официально вернулся на престол. Но Симеона Бекбулатовича не только не подверг опале, а дал ему титул великого князя Тверского и позволил ему жить там на правах удельного князя с собственным двором и своими боярами.
Соперничество за трон
До конца жизни Ивана Грозного Симеон Бекбулатович благоденствовал в Твери, и только потом для него настали тяжёлые времена. Всесильный при царе Фёдоре Ивановиче боярин Борис Годунов отнял у него титул и двор. Став царём, Годунов сослал Симеона на север и, по некоторым известиям, приказал ослепить.
Сохранились сведения, что имя Симеона называлось среди кандидатов на престол по кончине Фёдора. Таким образом, Симеон был реальным соперником Годунова. Вокруг него сплачивалась часть недовольной знати. Такими же претендентами могли стать его дети.
Жена Симеона была замечательна своим происхождением. Дочь другого приближённого Ивана Грозного – князя Ивана Мстиславского – она числила среди своих предков Гедимина, Рюрика и Чингисхана. Таким образом, дети Симеона Бекбулатовича по родовитости не уступали детям Бельского. Они явно превосходили Годуновых, Шуйских и Романовых.
Последние прямые потомки Ивана Великого
Нам известны три сына Симеона. Их звали Фёдор, Дмитрий и Иван. Это были правнуки Ивана Великого по бабке со стороны матери. Что с ними стало? Летописи хранят о них полное молчание, которое, может быть, красноречивее слов.
Что нам известно о самозванцах Смутного времени? В основном, те сведения, которые распространили о них их противники. Но легенды, которые вошли в историографию, зачастую очень спорны. Так, ещё Николай Костомаров опроверг официальную версию Годунова, Шуйского и Романовых о том, что Лжедмитрий I был монахом-расстригой Григорием Отрепьевым. В сущности, нам достоверно ничего неизвестно о них, кроме тех имён, которыми они назывались.
Но что, если некоторых самозванцев действительно звали так, как они называли себя сами? То есть Лжедмитрии были на самом деле Дмитриями? Конечно, не настоящими сыновьями Ивана Грозного, но тоже особами царских кровей?
Кто из самозванцев мог быть сыном царя Симеона?
Историк Дмитрий Левчик считает Лжедмитрия I сыном Симеона Бекбулатовича по имени Дмитрий. Интересно, что после воцарения на Москве Лжедмитрий испугался интриг со стороны Симеона и приказал постричь его в монахи в Кирилло-Белозерском монастыре. Казалось бы, странный поступок в отношении собственного отца… На самом деле, ничего странного, учитывая, что Лжедмитрий выдавал себя за другого Дмитрия – сына Ивана IV. А если Симеон претендовал на то, чтобы занять первое место при своём сыне-самозванце, то тем более понятно.
Но, возможно, что сыном Симеона Бекбулатовича был другой названный Дмитрий, объявившийся в 1611 году в Астрахани. Любопытно, что покровителем этого очередного самозванца был потомок ногайского мурзы и друг касимовского царя Ураз-Мухаммеда Пётр Урусов. Он перед этим убил второго Лжедмитрия в отместку за убийство тем Ураз-Мухаммеда. А сам Симеон Бекбулатович, до того, как стать ханом в Касимове, был наследником Ногайской Орды. Ногайско-касимовские заговоры в период Смуты вряд ли могли обойти Симеона Бекбулатовича или его потомков, если те к тому времени были живы.
Известен в Смуту и лже-Фёдор. Правда, он называл себя сыном царя Фёдора Ивановича, но ведь ясно, что под своими именами дети Симеона Бекбулатовича вряд ли могли достичь трона. Этот лже-Фёдор привёл отряд донских казаков в лагерь Лжедмитрия II, но вскоре был там убит.
Только лже-Иванов не знает история Смутного времени. Это неудивительно, поскольку есть туманное известие, что Иван Симеонович скончался ещё до 1600 года.
Читайте наши статьи на Дзен