Ванька Хитрый: кем был самый неисправимый вор-рецидивист в истории СССР
Самый неисправимый вор-рецидивист в истории СССР Иван Арсеньевич Петров, вошедший в криминальную летопись под прозвищем Ванька Хитрый, отличался редкостным умом и незаурядными способностями.
Этот гроссмейстер преступного мира ловко обманывал свои жертвы, проворачивая невероятные аферы, при этом за всю свою многолетнюю «карьеру» не пролил ни капли человеческой крови.
Ровесник века
Один из искуснейших воров-карманников Ванька Хитрый прожил долгий и полный авантюр век — судьба даровала ему 100 лет жизни, а суд приговорил его в общей сложности к 93 годам лишения свободы.
Правоохранительным органам ССССР не без труда удалось выяснить, что вор и мошенник Иван Петров родился 26 июня 1900 года в деревне Пасынково Калининской области..
На своём дебютном допросе, состоявшемся ещё в императорском полицейском участке в 1916 году, Ванька Хитрый заявил, что первый раз преступил закон в возрасте 10 лет и именно с этого момента он отсчитывал вехи своей криминальной биографии.
С тех пор он ещё не раз попадался на кражах, однако лишь в январе 1925 года был приговорён к реальному тюремному сроку.
Достоверно неизвестно, насколько суровым был вердикт, но согласно протоколу в следующий раз авантюрист Ванька Хитрый предстал перед судом в мае 1927 года. Потом были аресты 1929, 1930, 1931, 1934, 1939, 1940, 1950, 1952, 1954, 1957, 1972 годов, и каждый раз его судили под разными фамилиями.
Абдершин, Авин, Бутюгин, Гуськов, Денисов, Дьячков, Живой, Кокора, Киреев, Серебряков, Тарасов – это наиболее часто употреблявшиеся Петровым псевдонимы, общее число которых доходило до 14.
В 1931 году вор-рецидивист Ванька Хитрый был сослан в лагерь на Соловецкие острова, откуда успешно бежал. К слову, на его счету было 9 хитроумных и дерзких побегов из мест лишения свободы.
В 1934 году он оказался на волосок от смерти, когда получил расстрельный приговор по так называемому указу «7-8» — «Об охране имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной собственности».
На его счастье, вскоре высшая мера наказания по этой статье была заменена на 10 лет лагерей, откуда Ванька Хитрый в 1944 году был переброшен на фронт в штрафную роту.
Получив ранение в одном из боёв, он был освобождён, так как считался человеком, искупившим свою вину кровью. Правда, есть биографы, сомневающиеся в правдивости информации о его фронтовом прошлом.
Карточные 1960-е годы
Никогда не входивший ни в какие банды и группировки Ванька Хитрый в 1960-х годах решил совмещать кражи с карточными аферами и превратился в «крёстного отца» курортных «катал», пользовавшегося непререкаемым авторитетом.
Основную часть своих дел он проворачивал в летний сезон в Сочи, иногда заглядывал в Ялту и Батуми.
Баснословные выигрыши, ежедневно достававшиеся Ваньке Хитрому, позволяли ему шиковать, снимать лучшие гостиничные номера, обедать в элитных ресторанах, спокойно передвигаться по СССР.
Звёздный пропуск
Именно находясь в Сочи Петров впервые совершил кражу Звезды Героя Соцтруда СССР, которая в то время открывала любые двери, предоставляла множество льгот и повышала авторитет её владельца.
Одной из жертв пронырливого Ваньки Хитрого стал Владимир Викторович Колябко. Проникнув в его номер и прикинувшись знакомым мужчины, преступник стал настаивать, на том, что они якобы пересекались на сессии Верховного Совета, и даже вместе сидели в буфете. Ошарашенный такой новостью В. Колябко, дабы не выставлять себя в дурном свете, решил соврать, что припоминает старого знакомого. Покидая комнату Героя Соцтруда, Ванька Хитрый пригласил его к себе в гости и вежливо ретировался.
А спустя несколько часов отдыхающий обнаружил пропажу костюма и Золотой Звезды Героя Соцтруда.
Схожая история произошла еще с парой десятков обладателей аналогичной медали, среди которых Виктор Холявко, Пётр Рогозин, Григорий Козлов, однако все потерпевшие после обращения в милицию получали отписки с формулировкой: «Преступление не представляет большой общественной опасности, возбуждение уголовного дела нецелесообразно».
Афера с пиджаком
Живший на вырученные от воровства средства Ванька Хитрый мастерски обчищал карманы зазевавшихся граждан. Однажды на его крючок едва не попал известный московский стоматолог Аркадий Кушнер, который вместе с женой и сыном в валютном магазине «Берёзка» не мог определиться с фасоном пиджака.
Заметив сомневающуюся семейку, презентабельный на вид вор Петров, на лацкане которого поблескивала Звезда Героя, подошёл к ним и, представившись ответственным работником Министерства легкой промышленности, невзначай посоветовал мужчине обратить внимание на определённую модель пиджака, весьма популярную на тот момент в Риме.
Попав под обаяние Ваньки Хитрого, Кушнеры проследовали в примерочную комнату, оставив в торговом зале старый пиджак с долларами и сертификатами. Когда обманутые клиенты опомнились, вор уже покинул магазин с добычей, но в полусотне метров от торговой точки они его настигли, и доставили в отделение милиции.
Там выяснилось, что красовавшаяся на груди Ваньки Хитрого медаль и удостоверение к ней принадлежат двум разным людям и находятся в розыске. Однако задержанный утверждал, что всё это неправда, и он может представить недостающие документы. Решив проверить изложенные факты, милиционеры вместе с арестантом поехали по заявленному адресу, но по пути Ванька несколько раз упал в обморок и его вернули в дежурную часть, откуда он благополучно сбежал до приезда «Скорой помощи».
Авин
Последний раз Ваньку Хитрого взяли в апреле 1972 года и посадили на 10 лет. У сочинских следователей на тот момент собралось немало доказательств его криминальных подвигов, совершенных под разными псевдонимами. Передав оперативную информацию московским коллегам, они способствовали задержанию вора-рецидивиста в Сандуновских банях.
На этот раз его судили под фамилией Авин. Выдавая себя за офицера КГБ, депутата Верховного Совета, генерала авиации, ветерана войны, инвалида II группы и даже резидента иностранной агентурной разведки Авин-Хитрый обманул десятки доверчивых граждан СССР.
Кроме того в ходе следствия выяснилось, что он под именем Александр Денисов выбил для себя двухкомнатную квартиру в престижном кооперативе в центре Москвы. Для этого он не только подделал документы, но и вовлёк в преступление своего сына.
Сын за отца
Будучи на воле Ванька Хитрый успел дважды жениться и стать отцом троих детей, одного из которых Евгения Петрова — комментатора главной редакции пропаганды Всесоюзного радио, он путём шантажа заставил участвовать в своих махинациях.
Рассказав 16-летнему подростку о том, что он является вором-рецидивистом, Ванька посоветовал сыну никому не распространяться об этом, иначе о какой-либо серьёзной карьере ему можно было забыть. А потом, когда парень достиг определённых успехов, папаша стал угрожать ему, что поведает всем о преступной биографии его родителя.
Евгений, побоявшийся всё потерять, стал пособником отца в изготовлении поддельных документов и написании письма на имя Леонида Брежнева, после которого Ванька Хитрый получил ту самую элитную квартиру в столице.