Касаумел: что означает чукотское название казаков
Для всех пришлых народов у чукчей существовало одно обозначение. Но русские казаки удостоились отдельного наименования – касаумел. Это слово имеет не самый приятный смысл, ведь казаки принесли чукотскому народу много бед.
Страшные люди
Чукчи впервые увидели русских в середине XVII столетия. Это были казаки. Известный этнограф и лингвист Владимир Богораз в своем труде «Чукчи» привел отрывок из сказания, в котором описывалась первая встреча с казаками. Чукчи рассказывали: «Когда они (казаки) пришли, наши люди их очень боялись, потому что у них такой страшный вид. Усы у них торчали, как у моржей. Глаза у них — из железа, круглые и черные. Вся одежда – железная». Кроме того чукотский фольклор свидетельствовал и о страшном оружии, которые обладали казаки. Чукчи утверждали, что наконечники казачьих копий были «длиной с локоть» и своим сиянием затмевали солнце. Согласно легендам, казаки, как «злые олени», рыли копьями землю, вызывая противника на бой.
Вообще с именем русских казаков у чукчей всегда было связано представление о грабежах и насилии. Однако, по словам Александра Нефедкина, автора издания «Военное дело чукчей», война между русскими и чукчами (по данным А.С. Зуева, в период со второй половины XVII до начала XVIII века произошло 23 столкновения) изобиловала эксцессами с обеих сторон. Нефедкин считает, что это было обусловлено тем, что в то время ни о каком гуманизме никто даже не помышлял. К тому же в казаки, которые составляли тогда основную военную силу сибирских властей, из-за нехватки кадров зачастую попадали ссыльные, беглые преступники или просто искатели приключений и легкой наживы. Поэтому нетрудно догадаться, как относились эти люди к «диким инородцам».
Жестокость и издевательства
Так, русский путешественник и журналист Василий Немирович-Данченко писал в своей книге «Страна холода: виденное и слышанное» о том, что именно казаки начали нападать на чукчей первыми и разорять их. «Не раз случалось, что, являясь под видом купцов и гостей в становье чукчей, русские убивали их всех, имущество их уносили с собой, а юрты сжигали». Однако Немирович-Данченко отмечает также , что чукчи отвечали казакам тем же: «Они (чукчи) заходили в русские острожки с пушным товаром и, пользуясь первой оплошностью русских, истребляли и грабили их». Впрочем, по мнению путешественника, зачинщиками подобных конфликтов, равно как и «всевозможных варварств», чаще всего становились все-таки «пришельцы».
Сергей Халанский, автор издания «Народы Чукотки», утверждает, что чукотские сказания повествуют о крайней жестокости казаков, которые убивали даже пленников и мирных жителей. Чукчи долгое время передавали из уст в уста истории о зверствах, учиненных казаками. Те якобы ударом топора между ног разрубали мужчин надвое, а женщин вообще «разрывали как сухую рыбу». Бытовали и откровенные издевательства. Например, один конец веревки обвязывали вокруг шеи пленника, а к другому прикрепляли его гениталии. После этого к лицу туземца подносили раскаленное железо. От страха человек вскакивал и отрывал то, что было привязано ко второму концу веревки.
Неологизм специально для казаков
Понятно, что рассказы о подобных жестокостях не могли вызвать у чукчей доброго отношения к казакам. Тем более, что в фольклорных преданиях чукчей (в отличие, к примеру, от якутских) эта жестокость представала как самоцель. Данный факт, несомненно, не способствовал формированию положительного образа казака в сознании туземцев. Недаром в чукотском языке появился неологизм касаумел (Qacaumel). В.В. Трепалов в своем труде «Образ русских в представлениях народов России XVII-XVIII вв.» переводит этот неологизм как «казакоподобный». А Владимир Богораз обращает внимание на то, что касаумел обозначает также: «грубый, жестокий, скверный».
Впрочем, касаумел — не единственное слово, которым чукчи обозначали казаков. Так, Георгий Меновщиков, автор книги «Сказки и мифы народов Чукотки и Камчатки», отмечает, что чукчи называли русских (и в том числе казаков) таньгами. Интересно, что чукчи именовали таньгами всех иноземцев (коряков, юкагиров). В большинстве своем исследователи считают это слово синонимом прилагательного «белолицый». Но настоящими таньгами чукчи считали лишь коряков, русских же причисляли к таньгам огнивным, вероятно, потому, что последние принесли с собой стальное огниво для добывания огня. Однако в отношении казаков существительное «огниво» чукчи практически никогда не добавляли.
Читайте наши статьи на Дзен