Посмертная маска Гоголя: что удивило скульптора, который ее изготовил
«Сего числа после обеда прилег я на диван почитать, как вдруг раздался звонок и слуга мой Терентий объявил, что приехал г. Аксаков и еще кто-то, и просят снять маску с Гоголя. Эта нечаянность так поразила меня, что я долго не мог опомниться. Хотя и вчера еще Островский бывши у меня говорил, что Гоголь крепко болен, но никто не ожидал такой развязки», – написал скульптор Николай Рамазанов в письме Нестору Кукольнику 22 февраля 1852 года.
Нарушенное завещание
По прибытии в дом на Никитском бульваре в Москве, Николай Рамазанов приготовил все необходимые материалы, развел алебастр и приступил к работе. Скульптор переживал из-за того, что пришлось нарушить завещание Гоголя – тот просил, чтобы его не хоронили раньше момента, когда на теле появятся первые признаки разложения. Между тем он скончался в 8 утра, а уже через два часа Рамазанов выполнил свою работу. «После снятия маски можно было вполне убедиться, что опасения Гоголя были напрасны; он не оживет, это не летаргия, но вечный непробудный сон», – с горечью отметил скульптор. Поскольку снятие маски с живого человека не представляется возможным, Рамазанов был уверен, что все домыслы относительно преждевременных похорон Гоголя являются неправдой. Впервые письмо Николая Рамазанова было опубликовано в 1893 году. Скульптор хорошо знал как самого Гоголя, так и лечивших его врачей, которые на тот момент считались лучшими в своей профессии. Он был убежден, что даже если они поставили писателю неверный диагноз, то отличить живого человека от мертвого точно смогли бы. На вопрос, почему же тогда тело Гоголя оказалось странно развернутым после погребения, ответили специалисты уже двадцатого столетия. По их мнению, здесь нет ничего мистического: бывает, что в гробу крышка под давлением смещается. При этом она касается черепа и других частей тела, и они непроизвольно поворачиваются.
Душевная болезнь
И все же версия о том, что Гоголя похоронили живым, по сей день не теряет популярности. Связано это с психологическим образом писателя и его характером. Сергей Аксаков, будучи хорошим знакомым Гоголя, говорил: «Нервы у него были вверх ногами. От него всего можно было ожидать». Порой писателю приписывают шизофрению, однако это не так. При жизни он и вовсе ни разу не бывал на приеме у психиатра, поэтому о его состоянии близким оставалось лишь догадываться. Современные исследователи полагают, что в течение как минимум 20 лет жизни Гоголь страдал от маниакально-депрессивного психоза. Этот недуг повлиял не только на ментальное, но и на физическое здоровье: писатель мог умереть от чрезмерного аскетизма, попросту – от истощения, поскольку отказывался от пищи. Такой точки зрения придерживается, например, профессор психиатрии Д.Е. Мелехов. У Гоголя действительно периоды очень веселого настроения сменялись приступами сильной апатии и тоски, когда он практически не выходил из дома. Что касается страха быть погребенным заживо и особого требования в завещании, то задумываться об этом писатель стал после того, как в 1839 году переболел малярийным энцефалитом. Из-за болезни он стал падать в обмороки, а затем подолгу отсыпался. Впоследствии тревожность Гоголя разовьется настолько, что он будет бояться ложиться в постель. Ночами он дремал, сидя или полулежа в кресле или на диване.
Зимой 1852 года писатель практически перестал ест и спать, отказался принимать любые лекарства и сжег второй том «Мертвых душ». От общества друзей он отказывался в пользу одиночества, ночами молился по несколько часов подряд, стоя на коленях перед иконами. Свое голодание Гоголь оправдывал началом великого поста, правда отказываться от пищи начал более чем за неделю до его начала. Состояние его ухудшалось с каждым днем. Лечащий врач писателя А.И. Овер и профессор С.И. Клименков настояли на диагнозе «менингит», хотя выраженных симптомов (лихорадки и рвоты) у него не было. Фактически, Гоголя начали лечить от болезни, которой у него не было. К тому времени у Николая Васильевича уже явно обнаружились истощение и обезвоживание. По воспоминаниям современников, он находился в депрессивном ступоре, дни напролет лежал на постели в халате и сапогах, отвернувшись к стене и не разговаривая даже со старыми приятелями. Перед кончиной у него была настолько низкая температура тела, что писателя пришлось со всех сторон обкладывать буханками горячего хлеба. Существует точка зрения, что спасти Гоголя можно было подкожными вливаниями соляных растворов, обильным питьем и кормлением питательными продуктами, однако лечили его популярным в то время кровопусканием. Положительного результата, увы, не последовало. Официальной причиной смерти Николая Васильевича врачи назвали острую сердечно-сосудистую недостаточность вместе с тяжелой дистрофией. Есть и другая версия смерти писателя. Ее суть заключается в том, что в результате ошибочного лечения Гоголю давали ртутьсодержащий препарат каломель, из-за которого в ослабленном организме произошла интоксикация.
Тайна смерти
Николай Васильевич Гоголь был похоронен 24 февраля 1852 года на погосте Данилова монастыря в Москве, а 31 мая 1931 года прах писателя перенесли на Новодевичье кладбище. Во время эксгумации обнаружилось не только неестественное положение останков писателя, но и отсутствие в гробу черепа. Самые подробные воспоминания этих событий оставил писатель Владимир Лидин. Он утверждал, что одежда и обувь Гоголя прекрасно сохранились, а вот пропажа черепа вызвала настоящий переполох. О чрезвычайном происшествии немедленно доложили Сталину, дело было взято на особый контроль, но проблемы это не решило. Из допроса монахов Данилова монастыря выяснилось, что накануне столетия со дня рождения Гоголя (в 1909 году), на кладбище проводилась реставрация его могилы. Тогда-то на кладбище появился известный московский коллекционер Алексей Бахрушин. Он считался одним из самых обеспеченных и экстравагантных людей столицы и славился безумным азартом, граничащим с цинизмом. Обычно предметами коллекции Бахрушина считались театральные реликвии, однако были исключения. В 30-е годы распространился слух, что Алексей Бахрушин причастен к пропаже черепа Гоголя, поскольку мечтал получить такой «диковинный экспонат» в свою коллекцию. За немалые деньги кто-то из могильщиков украл его для Бахрушина. Поговаривали, что череп Гоголя хранился в кожаном медицинском саквояже, среди анатомических медицинских инструментов. Так Алексей Бахрушин хотел обезопасить череп Гоголя в случае случайной находки, выдав его за чужой. К сожалению, смерть Бахрушина в 1929 году лишила ученых возможности разгадать эту тайну. Однако в связи с новыми обстоятельствами напрашивается еще один вывод: если череп Николая Гоголя спешно вытаскивали из могилы по распоряжению Алексея Бахрушина, этим тоже можно объяснить, почему тело покойного приняло неестественное положение внутри гроба.
Читайте наши статьи на Дзен