Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2021-07-17 12:59:44
Юлия Попова

Лелютвылуыт: что означало слово, которым чукчи называли русских

Действительно, именно так чукчи называли русских. Правда, известный этнограф Владимир Богораз утверждал, что такое же прозвище чукчи дали и американцам. Как бы то ни было, чукотских мужчин явно удивляла растительность на лицах «пришельцев».

Внешний вид чукчей

Впервые чукчи встретились с русскими на реке Алазее в 1642 году. Этими русскими оказались казаки Дмитрий Михайлов Зырян и Федор Алексеев Чюкичев. Именно Зырян потребовал, чтобы чукчи платили ясак, то есть дань пушниной. Чукчи отказались. Так завязалась многолетняя война этого народа против русских землепроходцев. Недаром капитан Д. И. Павлуцкий писал: «Чукчи — народ сильный, рослый, смелый, плечистый, крепкого сложения, рассудительный, справедливый, воинственный, любящий свободу». Александр Нефедкин, автор книги «Военное дело чукчей», считает, что Павлуцкий очень верно отразил особенности телосложения чукчей.

Однако русских поразили и лица чукчей. Дело в том, что у чукотских мужчин почти не было растительности на лице. По некоторым данным, чукчи даже специально выщипывали волоски на щеках и над верхней губой. Впрочем, известный этнограф Владимир Богораз настаивал на том, что этим занимались только ламуты. Чукчи же, напротив, бороды никогда не трогали и даже гордились ими. Усы у оленных чукчей вообще воспринимались как символ зрелого возраста и были своеобразным знаком самостоятельности. Хотя Богораз не отрицает, что растительность на лице у чукчей все же была скудной, по крайней мере, по сравнению с русскими.

Русская борода

А вот русские мужчины в то время поголовно носили густые бороды. Борода имела для них даже религиозный смысл, служа явным доказательством отчуждения от ненавистного бритого латинства. По тогдашним понятиям, бритье растительности на лице «искажало образ Божий», то есть, избавляясь от бороды и усов, человек как бы «отрекался» от того, что ему было дано изначально. Недаром дернуть за бороду считалось тяжелым оскорблением. А за отсечение бороды наказание было более суровым, чем за отсечение пальца на руке: за первое преступление полагался штраф в 3 гривны, за второе – в 12 гривен. Брить бороды российские мужчины начали лишь при отце Петра I, Алексее Михайловиче.

Поэтому неудивительно, что чукчей поразили бороды «пришельцев». Первых русских мореплавателей чукчи так и назвали «лелютвылуыт», что в буквальном переводе означает – «бородатые бaйдaрщики». Отсюда же образовалось слово «лелютвыт» со значением «шхуна». Как утверждают историки, чукчи вели активную торговлю с мореплавателями. Впоследствии чукчи встречались с русскими каждой весной в местности к востоку от Колымы. «Они нуждались в русских товарах, более всего в железе и табаке» — писал этнограф. Понятно, что эта торговля носила меновой характер, чаще всего в роли денег выступали ценные меха и другие продукты охотничьего промысла.

Другие прозвища

Примечательно, что нередко чукчи называли «лелютвылуыт» и американских китоловов. По крайней мере, так утверждал Владимир Богораз. Стоит отметить, что Богораз несколько по-иному переводил это прозвище, сообщая, что в буквальном переводе оно означало «усатолодочные». Однако этнограф также отмечал, что чукчи, по всей видимости, «зафиксировали» самые яркие для них признаки американцев: растительность на лице и китобойные суда. А вот русских, по мнению Богораза, чукчи прозвали просто «бородатым народом». Как бы то ни было, внимание чукотских мужчин русские бороды явно привлекали.

Впрочем, это не единственное слово, которым чукчи пользовались для обозначения русских. Например, воинственные чукчи называли русских таньгами, как и других своих врагов. А благодаря казакам, которые первыми и познакомились с чукчами, в чукотском языке появился неологизм – «касаумел». Это слово стало синонимом таких прилагательных как: скверный, грубый, жестокий. В прямом же смысле «касаумел» можно перевести как «казакоподобный». Дело в том, что чукчи считали казаков самыми жестокими людьми на свете. Из уст в уста они передавали истории о зверствах представителей казачества, которые разрывали женщин пополам «как сухую рыбу», а мужчин разрубали шашками надвое.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: