Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2021-08-02 15:26:19
Фаина Шатрова

В каких случаях Русская православная церковь разрешает развод

Причины для расторжения брака Русская православная церковь сформулировала еще во времена правления Ярослава Мудрого. С тех пор они подверглись незначительным корректировкам, но в своей основе остались неизменными.

Прелюбодеяние

По словам преподавателя Православного Свято-Тихоновского университета протоиерея Димитрия Пашкова, главной причиной для развода сегодня считается прелюбодеяние – один из смертных грехов. Среди основных поводов для расторжения брака измена называлась и в церковном уставе Ярослава. Там также значилось, что муж вправе развестись с женой, если она покушалась на его жизнь или была обличена в краже его имущества. А вот жена не могла стать инициатором развода. Исключение составляли только новгородцы, которые разрешали женщинам разводиться с бессильными супругами, а также теми, кто крал и пропивал их одежду..

Фактически с 1700 по 1917 годы прелюбодеяние сохранялось как основная причина развода. Правда, его требовалось доказать присутствием свидетелей. Сделать это зачастую было сложно, поэтому супругам приходилось поливать друг друга грязью и публично рассказывать порочащие подробности. Так полководец Александр Суворов в челобитной к Духовной консистории писал, что его жена Варвара уходила из дома, «употребляла развратные обхождения» и «предавалась неистовым беззакониям» с двоюродным племянником мужа. Суворов без утайки сообщал, что его жена под видом прогулки «таскалась днем и ночью по пустым садам и другим глухим местам». Но эти аргументы не позволили Александру Васильевичу получить развод.

В середине XVIII века бракоразводный процесс вице-сержанта Петра Языкова и его жены Марии оказался более успешным. На обвинения супруги в прелюбодействе муж выдвинул встречный иск. Тяжба длилась 20 лет, и победу в ней не без поддержки императрицы одержала супруга вице-сержанта. Оба получили свободу, но только жене как победительнице разрешалось вступить в повторный брак.

Бессилие и «неплодство чрева»

Неспособность к брачному сожитию – так сегодня Церковь формулирует вторую причину для расторжения брака. Речь идет о мужском бессилии в силу возраста, травмы или болезни, а также женской бездетности. Сюда же относят проблемы с деторождением из-за венерических заболеваний.

Ярким примером использования данной причины может служить развод князя Московского Василия III с Соломонией в 1525 году. Через 20 лет супружества и безуспешных попыток обзавестись потомством Соломония, якобы признавшая «неплодство чрева своего», по доброй воле постриглась в монахини. Историки спорят, насколько это решение было добровольным, но Соломония оказалась в итоге в Покровском Суздальском монастыре, а ее место заняла Елена Глинская – мать Ивана Грозного.

Невозможность к брачному сожительству так же, как и прелюбодеяние, приходилось доказывать, но подать прошение на развод разрешалось не раньше двух лет бездетного супружества. Сохранилась дело супругов Губиных от 1728 года, в котором жена Матрена требовала развода по причине отсутствия у ее мужа Григория «естества». Мужчина признал «малое естество», но белгородский архиерей не поверил «этим сказкам» и велел предоставить «подлинные свидетельства». Супруги получили отказ, несмотря на обоюдное желание развестись.

В середине XIX века княгиня Софья Нарышкина потребовала развода, обвинив мужа сразу в прелюбодеянии, импотенции и «дурной болезни». Претензии княгини о мужнином бессилии казались надуманными, ведь в браке были дети. Тогда истице пришлось прилюдно объяснять, как именно муж справляется со своими обязанностями и почему она не испытывает «ощущений любящей женщины». Князя принудили к унизительной медэкспертизе, которая подтвердила его мужское бессилие по причине сифилиса. Найти свидетелей, способных рассказать, при каких обстоятельствах князь получил болезнь, понятно, не удалось. Так что доказать факт прелюбодеяния у княгини не получилось. Да и бессилие мужа посчитали недоказанным из-за имевшихся детей. Княгиня 20 лет пыталась разделаться с ненавистным браком, но безуспешно.

Каторга и безвестное отсутствие

Причинами для развода сегодня считают безвестное отсутствие, длящееся не менее 3 лет, а также получение одним из супругов наказания, которое лишает его всех прав. Подобные причины действовали и раньше. Так в XV веке жена могла развестись, если узнавала, что муж до свадьбы скрыл «холопское состояние» или уже во время супружества без ведома жены «продал свободу». По законам того времени жена холопа автоматически становилась холопкой. Если такое происходило в результате незнания или обмана, Церковь разрешала женщине развод и восстановление статуса свободного человека.

С XV в. Церковь закрывала глаза на второй брак женщин, чьи мужья «безвестно отсутствовали». Как пишет в статье «Расторжение брака в Российской империи на рубеже XIX-XX вв.» О. Яненко, для развода по этой причине требовалось три условия. Первое – брак должен быть заключен официально. Второе – о нахождении мужа действительно никто ничего не знает. Третье – отсутствие длилось не менее 5 лет. Проситель проходил через многочисленные дознания, отвечал на бесконечные вопросы о родственниках, имуществе, возможных местах нахождения пропавшего. Полиция проводила расследование. В газете публиковалось объявление о безвестно отсутствующем. Если через год после публикации сообщения и розысков человек не находился, брак аннулировали.

В петровские времена появилась еще одна причина для расторжения брака – каторга. Ссылка приравнивалась к гражданской смерти, поэтому вторая половина ссыльного автоматически получала статус вдовца или вдовы. Воспользоваться этой причиной могли лишь те, кто добровольно не отправлялся за осужденным, и только при условии, что местом каторги была Сибирь.

«Отпадение от веры», деспотизм и двоеженство

Определением Поместного собора 1917-1918 гг. назван ряд других причин для развода. Сегодня настаивать на расторжении брака можно в случаях, когда супруг «отпал от православия», то есть перешел в другую веру. Это правило действует с петровских времен, когда дозволялось разводиться с супругом-нехристианином, а также в случаях признания мужа или жены душевнобольными. Сумасшествие и сегодня считается причиной для аннулирования брака, при условии, что неизлечимая болезнь делает невозможной жизнь в браке. Интересно, что «Устав Ярослава» запрещал развод с человеком, которого поразил «лихой недуг», который ослеп или страдает хронической болезнью.

Сегодня Церковь одобряет расторжение брака в случаях, когда супруг посягал на жизнь и здоровье жены или детей, был обвинен в нанесении им тяжких побоев, увечий и другого вреда. А вот в «Уставе Ярослава» побои не рассматривались как причина для развода. Избиение жены мужем вообще не упоминалось. А если жена била мужа, то она откупалась штрафом в 3 гривны.

Наиболее распространенной сегодня причиной развода сегодня является желание одного из супругов вступить в новый брак. Церковь в этом случае дает разрешение, чтобы не вынуждать человека к внебрачному сожительству и двоеженству. Еще во время Ярослава Мудрого находилось немало тех, кто вступал во второй брак, не расторгнув первый. Двоеженцев насильно возвращали в первую семью. Их вторые жены отправлялись в «церковный дом». Такая же участь ожидала женщин, уличенных в сожительстве со вторым мужем при живом первом.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: