Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
Фото: ИТАР-ТАСС/ Александр Климчук
2021-08-11 19:41:57
Тарас Репин

«Остановить наступление!»: как российский штабной офицер на УАЗе спас Грузию от захвата

Пятидневная война августа 2008-го имела неоднозначный итог для России. С одной стороны, она продемонстрировала выучку и мужество российских солдат, с другой обнажила проблемы со снабжением и техническим оснащением воинского контингента, что подтолкнуло руководство страны к модернизации вооруженных сил.

Грузия ответственна

Все началось в ночь с 7 на 8 августа 2008 года, когда грузинские вооруженные силы приступили к массированному артиллерийскому обстрелу столицы Южной Осетии Цхинвала и его окрестностей. В Тбилиси тогда вряд ли предполагали, что залпы реактивных установок «Град» и крупнокалиберных орудий приведут к крупномасштабному противостоянию, которое закончится на территории Грузии.

Через считанные часы после начала обстрела грузинская армия приступила к штурму Цхинвала бронетехникой и пехотой. А уже в 3 часа ночи к конфликту на стороне Южной Осетии официально присоединилась Россия, выполняя перед закавказской республикой свои обязательства. 9 августа в рамках соглашения о военной помощи к России и Южной Осетии присоединилась и Абхазия.

Военные действия велись вплоть до 12 августа, когда грузинская сторона была вынуждена капитулировать. С 14 по 16 августа президентами Абхазии, Южной Осетии, Грузии и России был подписан план мирного урегулирования грузино-южноосетинского конфликта. Спецоперация российских вооруженных сил по принуждению Грузии к миру «в зоне ответственности миротворцев» стала первой военной кампанией Российской Федерации за пределами собственной территории. Она привела к серьезным геополитическим изменениям и укреплению позиций России в мире.

26 августа Россия официально признала Южную Осетию и Абхазию в качестве независимых государств. Через неделю последовал ответ Тбилиси, который официально разорвал дипломатические отношения с Москвой. Одним из последствий этих событий стало замораживание процесса вступления Грузии в НАТО.

Разумеется, каждая из сторон возлагает ответственность за военный конфликт на другую. В Грузии считают, что начало военной операции в Южной Осетии стало реакцией на южноосетинские провокации и непосредственную угрозу российского нападения. В Тбилиси уверяют, что они якобы имели надежную информацию, полученную в результате перехвата телефонного разговора, где говорилось о вводе российских войск на территорию Южной Осетии 7 августа.

Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что причиной ввода контингента российских войск стала агрессия Грузии в отношении неподконтрольных территорий Южной Осетии, которая грозила привести к гуманитарной катастрофе, гибели мирных жителей и миротворцев, также геноциду негрузинского населения. Министр иностранных дел России обратил особое внимание на то, что значительная часть населения Южной Осетии имела российское гражданство. «Ни одна страна мира не осталась бы безучастной к убийству своих граждан и изгнанию их из своих жилищ», – резюмировал Лавров.

Вскоре после окончания военной стадии конфликта на Южном Кавказе под эгидой Европейского Союза была создана Международная независимая комиссия, которую возглавил швейцарский дипломат Хайди Тальявини. Результаты работы комиссии были озвучены год спустя. В итоговом документе отмечалось, что Грузия, начавшая атаку на Цхинвал в ночь на 8 августа 2008 года, признается ответственной за провоцирование вооруженного конфликта.

В тоже время ответственность за разрастание конфликта и нарушения международного права распространяется и на Россию. «Первоначальный ответ России на нападение грузинских войск на Цхинвали был оправдан целями защиты, однако, последующие действия российских войск были чрезмерными», – таково было краткое резюме комиссии.

Тбилиси брать не нужно

Пятидневная война с Грузией в России официально считается военным успехом и подтверждением того, что российская армия не утратила своих боевых навыков. К примеру, Дмитрий Медведев, на тот момент президент страны, дал высокую оценку боевым операциям российских военных. Однако многие отечественные эксперты вскоре после окончания конфликта подвергли действия российских вооруженных сил критическому анализу.

Среди слабых мест подразделений российских войск, принимавших участие в войне с Грузией, отмечались: необеспеченность средствами связи; отсутствие в зоне конфликта радиолокационных комплексов разведки и беспилотных летательных аппаратов; невысокое качество ночных прицелов для танков Т-62 и Т-72; неорганизованность разведки и авиации; слабое взаимодействие между родами и видами войск на поле боя.

Проблемы с навигацией эксперты называли едва ли не самой большой бедой российской армии в этом конфликте. Из-за того, что порой не удавалось точно идентифицировать местоположение российских подразделений не раз фиксировался так называемый «огонь по своим». По некоторым данным, три из шести российских самолетов, потерянных во время конфликта, были сбиты российской или южноосетинской ПВО. Военнослужащие 58-й армии признавались, что первое время были вынуждены пользоваться американской навигационной системой GPS, правда, на третий день боев на территории Грузии ее отключили.

Руководители московского Центра Анализа Стратегий и Технологий Константин Макиенко и Руслан Пухов в своем аналитическом разборе грузино-южноосетинского конфликта отмечали, что из-за плачевного состояния коммуникационного оснащения военных некоторые российские части на территории Грузии действовали совершенно беспорядочно.

Со слов экспертов, десантники воевали независимо от центрального командования: шли только вперед, уничтожая на своем пути любые препятствия, руководствуясь собственными представлениями о боевой обстановке и не согласовывая свои действия с общей стратегией войны. В итоге сложилась ситуация, когда за несколько десятков километров до Тбилиси десантников вынужден был остановить штабной офицер на уазике, озвучивая приказ верховного командования, что грузинскую столицу брать не нужно.

О комичном и одновременно грустном эпизоде поведал военкор «Комсомолки» Александр Коц. По словам журналиста, в самый напряженный момент боя командующему 58-й армией генералу Анатолию Хрулеву пришлось даже просить у него для связи с войсками редакционный спутниковый телефон. К этому времени грузины отключили GPS, а отечественная система ГЛОНАСС тогда еще не имела глобального покрытия.

Герои

В грузино-южноосетинском конфликте принимала участие 58-я армия. Ее части хорошо зарекомендовали себя на двух Чеченских войнах. Своему успеху в августе 2008-го она во многом обязана офицерам, имевшим опыт боевых действий. Здесь он имел решающее значение, так как российским войскам, среди которых было много необстрелянных солдат-срочников, пришлось столкнуться с противником, располагавшим примерно равной огневой мощью.

Доктор военных наук Константин Сивков отмечал, что наши войска продемонстрировали высочайшую боеспособность и выучку, которая позволила в считанные дни разгромить подготовленную американскими инструкторами, оснащенную израильской боевой техникой, поддерживаемую космической разведкой США грузинскую армию.

Проблемы материально-технического характера наши бойцы компенсировали высокой степенью самоотверженности. Среди них не было зафиксировано ни одного случая трусости или паники. Иногда подводила техника, авиация не всегда защищала от налетов грузинских истребителей, что порой приводило к хаосу и неразберихе на передовой, однако солдаты каждый раз собирались с силами и выполняли поставленную задачу.

Одним из героев той войны был уроженец Бурятии Тасболат Ибрашев, который встал посреди дороги с пулеметом наперевес на пути у колонны грузинских военных. Сохранилась видеозапись, на которой видно, как грузинские офицеры требуют от российского бойца уступить дорогу, но тот не поддается уговорам и намерен в одиночку противостоять вражескому подразделению на военной технике, объясняя, что у него приказ и он никуда не уйдет. В итоге грузины после непродолжительных раздумий вынуждены были повернуть назад.

Другой герой, рядовой миротворческих сил Сергей Кононов, в одиночку сдерживал наступление грузинских вооруженных формирований в ночь с 7 на 8 августа. Большинство товарищей Сергея погибли, а его спасло то, что он успел занять позицию в одноместном бетонном доте. В течение почти трех часов солдат отстреливался от многократно превосходивших сил противника, давая возможность оставшимся в живых бойцам перенести в безопасное место раненых. Кононову удалось выполнить задачу ценой собственной жизни.

Для Грузии военный конфликт с Южной Осетией обернулся позором. Оснащенные мощным ударным вооружением производства Турции, Израиля и США, подготовленные по стандартам НАТО грузинские войска не выдержали удара армии фактически советского образца. От полного разгрома и захвата столицы Грузию спасло лишь нежелание Москвы идти на конфронтацию с Западом. Для России Пятидневная война, обнажившая множество проблем, стала толчком для глубокой модернизации вооруженных сил.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: