Фаина Вахрева: как бывшая комсомолка стала первой леди Китайской Республики
Китайский генералиссимус Чан Кайши был одним из самых непримиримых политических противников Советского Союза. Однако его собственный сын, впоследствии ставший президентом Тайваня, многие годы провёл в СССР, где женился на русской девушке Фаине Вахревой.
Мятежный сын «великого генерала»
В ноябре 1925 года в Советский Союз приехал 16-летний Цзян Цзинго – сын вождя китайской партии «Гоминьдан» Чан Кайши. Хотя политик критически относился к СССР, он позволил сыну поступить в московский Университет трудящихся Китая имени Сунь Ятсена.
В СССР Цзян Цзинго жил под именем «Николай Елизаров», взяв фамилию приютившей его на время сестры Ленина — Анны Ульяновой-Елизаровой. Подлинную фамилию ему порекомендовали скрыть.
Под влиянием советской пропаганды молодой китаец вступил в комсомол. А в 1927 году, когда Чан Кайши устроил расправу над коммунистами в Шанхае, Цзян Цзинго публично отрёкся от отца.
В 1933 году мятежный сын уехал в Свердловск, где получил должность помощника начальника механического цеха №1 на Уральском машиностроительном заводе. Кроме того, молодой китаец работал комсоргом и заместителем редактора многотиражки «За тяжёлое машиностроение».
Русская любовь «Николая Елизарова»
Личная жизнь Цзян Цзинго поначалу не задалась. В Москве он недолго был женат на учившейся в СССР китайской студентке «Неждановой» – дочери крупного военачальника Фэн Юйсяна. Но семья распалась по политическим причинам.
Юноша оставался один, пока не повстречал на Урале светловолосую молодую девушку, в которую влюбился, как он говорил, «с ходу».
Красавицу звали Фаина Ипатьевна Вахрева (в англоязычных китайских СМИ встречается ошибочное написание Vahaleva). Она появилась на свет 15 мая 1916 года в селе Гаврилов-Ям, близ Ярославля. В 1922 году Фаина потеряла мать, а в 1931 году осталась без отца. Сироту воспитывала старшая сестра Анна, которая взяла её с собой в Свердловск. Здесь Фаина вступила в комсомол, окончила ФЗО и стала работать токарем на «Уралмашзаводе»: вполне типичная судьба в те годы. Шанс изменить социальное положение девушке могло дать лишь удачное замужество. Но Фаина вряд ли представляла себе, насколько уникальную партию мог составить ей «Коля Елизаров».
Однажды зимой по дороге в общежитие Цзян Цзинго спас Фаину от пристававшего к ней «громилы в тулупе». По другой версии, юноша и девушка сблизились во время болезни «Елизарова», когда Фаина ухаживала за комсомольским вожаком. Однако роман развивался непросто. В Екатеринбурге по сей день судачат о том, что Фаина, сойдясь с Николаем, одновременно встречалась с ещё одним парнем. По этой версии, девушка сделала подпольный аборт, поскольку не знала в точности, кто отец ребёнка.
Так или иначе, 15 марта 1935 года Цзинго и Фаина поженились, а спустя девять месяцев у них родился первенец Айлунь-Эрик.
«При дворе» Чан Кайши
Цзян Цзинго и дальше бы жил в СССР, если бы Чан Кайши не убедил Сталина вернуть его на родину. 19 апреля 1937 года Цзинго, Фаина и маленький Эрик сошли по трапу советского парохода, пришвартовавшегося в Шанхае.
Как и её муж, оказавшись в чужой стране, Фаина Вахрева вынуждена была сменить имя. В первый же день знакомства Чан Кайши нарёк девушку Фаннян («красивая девушка»). А через некоторое время мать Цзинго Фумэй переименовала невестку в Фанлян («аккуратная и добродетельная»). Чтобы порадовать родственников, молодые ещё раз сыграли свадьбу – уже по китайскому обычаю. Фаина надела красный парчовый халат и головной убор «гребень феникса».
Клан Цзян доброжелательно отнёсся к голубоглазой русской девушке. Ей прощали многое – например, дозволяли купаться в купальнике, что для Китая было непривычно. Несколько лет у Фаины ушло на изучение китайского языка, но в конце концов она овладела им в совершенстве. Тем не менее с мужем она продолжала общаться по-русски. Есть свидетельства, что девушка скучала по России. При встрече с советским лётчиком Алексеем Благовещенским в 1937 году она попросила его «поцеловать» за неё «родную землю».
В политику Фаина не лезла. Вместо этого она сосредоточилась на домашнем хозяйстве и воспитании детей (после переезда в Китай она родила ещё троих).
Брак с Цзинго складывался не вполне гладко. Известно о факте измены, когда в жизнь сына Чан Кайши вошла женщина по имени Чжан Яжо (она умерла в 1941 году при родах). Однако Фаина осталась с мужем и стойко переносила все испытания, выпавшие на долю её семьи, в том числе бегство на Тайвань в 1949 году.
Первая леди Китайской Республики
Чан Кайши, некогда называвший своего сына «жалким», простил ему политическое отступничество и постепенно возвысил до уровня своего преемника. После смерти генералиссимуса в 1975 году Цзян Цзинго стал председателем Гоминьдана, а в 1978 году был избран президентом Китайской Республики на Тайване. Этот пост он занимал до самой смерти в январе 1988 года. Фаина в бытность первой леди вела себя подчёркнуто скромно.
«В необходимых случаях Фаина присутствовала на приёмах, церемониях, собраниях. Если объектив телекамеры останавливался на ней, она улыбалась телезрителям и махала им рукой. Но не более того», – отмечает синолог Александр Ларин.
С именем Цзян Цзинго связывают «тайваньское экономическое чудо» и демократизацию страны. Уважение к президенту перешло и на его «застенчивую» вдову. Китайская биография Фаины носит поэтическое название «Долгий путь на чужбине в призрачных отблесках славы».
Последние годы жизни Фаина Вахрева почти безвыездно провела в Тайбэе. Из-за плохого состояния здоровья она никогда не посещала страны бывшего СССР, но в 1992 году приняла у себя делегацию из Минска. Умерла вдова президента 14 декабря 2004 года в возрасте 88 лет. «По наследству» от Фаины Вахревой русские имена получают многие потомки Чан Кайши.
Читайте наши статьи на Дзен