Тайна «Англетера»: какие знаменитости умерли в этом петербургском отеле
У гостиницы «Англетер» очень интересная история. Поначалу это здание для оказания гостиничных услуг не предназначалось. Впрочем, отель знаменит не только историей своего создания, но и постояльцами. Некоторые из них скончались прямо в своих номерах.
История «Англетера»
История пятизвездочной гостиницы «Англетер» (от французского Angleterre – Англия), которое расположено на углу Вознесенского проспекта и Малой Морской улицы в Санкт-Петербурге, началась еще в 1743 году. Именно тогда рыбопромышленник Т.И. Резвой построил здесь для хозяйственных нужд большое кирпичное здание. Понятно, что при таком назначении его архитектурное решение было весьма незамысловатым. Только в конце XIX века здание немного реконструировали, приспособив для других функций. Хотя фасад так и остался, как и прежде, простоватым. В то время будущая гостиница была известна как доходный дом С. Поггенполея.
Доходный дом просуществовал до 1876 года, когда его перепрофилировали под гостиницу. Ее владелицей была Тереза Шмидт, поэтому гостиница называлась «Шмидт-Англия». Позже от этого названия осталось только слово «Англия», в 1911 году отель начал работать под вывеской «Англетер». В советские годы гостиница именовалась «Интернационал», а с 1948 года — «Ленинградская». В 1987 году «Ленинградскую» решено было снести, что и было вскоре осуществлено (к 1991 году здание было отстроено заново). И это несмотря на протесты общественности. На митинг против сноса пришли около 22 тысяч человек. Одним из главных аргументов протестующих стала смерть известного поэта Сергея Есенина в одном из номеров «Англетера».
Загадочная гибель поэта
Примечательно, что Сергей Есенин вовсе не собирался останавливаться в «Англетере». Он хотел поселиться у поэта Вольфа Эрлиха, но того не оказалось дома. Есенин отправился в гостиницу, зная о том, что там проживает его друг, журналист и прозаик, Георгий Устинов. Именно Устинов и снял для Есенина пятый номер в «Англетере». Как утверждала Мэри Дести, подруга Айседоры Дункан, жены Есенина, написавшая книгу «Нерассказанная история», едва войдя в комнату, поэт заметил крюк в углу и заявил, что на нем неплохо было бы повеситься. Так и случилось: 28 декабря 1925 года Сергей Есенин был найден мертвым в гостиничном номере. Он умер в результате асфиксии, повесившись на трубе центрального отопления.
Смерть поэта до сих пор вызывает споры среди историков и криминалистов. Например, многих смущает ожог на теле Сергея Есенина. Он мог получить его, когда бился в агонии. Однако некоторые утверждают, что в Петербурге тогда было тепло, и отопление не работало. Не менее мистической выглядит и гибель Айседоры Дункан, которая останавливалась в «Англетере» вместе с мужем в 1922 году. Супруга Есенина, как известно, умерла вследствие несчастного случая, когда ее длинный шарф попал в спицы автомобильного колеса. Танцовщицу смерть настигла неподалеку на Рromenade des anglais (Английская набережная) в Ницце.
Внезапная смерть основателя Донецка
В гостинице «Англетер» 17 июня 1889 года скоропостижно скончался и основатель Донецка Джон Юз. Вообще, Джон Юз родился в Великобритании, в семье главного инженера сталелитейного завода. Джон решил пойти по стопам отца и добился больших успехов на родине. В 1859 году он стал одним из директоров судостроительной компании. Спустя несколько лет Юз отправился в Россию для того, чтобы, как пишет Сергей Бунтовский в своей книге «История Донбасса», найти новых покупателей для своей продукции, а в частности для брони, которую выпускало предприятие для нужд британского ВМФ. Заказов Джон Юз не получил, но зато он завел нужные знакомства и оценил перспективы российской экономики.
В 1869 году Джон Юз купил у русского князя Сергея Кочубея участок земли на берегу реки Кальмиус, рядом с перспективными угольными пластами. Там он построил металлургический завод. Рабочий поселок в честь своего основателя был назван Юзовка, превратившись впоследствии в Донецк. В 1871 году британец заключил договор и с князем Ливеном на общий срок в 90 лет, согласно которому стал добывать уголь и на его землях. Князь получал свой процент от каждой добытой тонны угля. Предположительно, Джон Юз прибыл в Петербург для устройства дел, связанных с покупкой имения Ливенов. Однако в Петербурге жизнь Юза оборвалась якобы вследствие инсульта. Произошло это в гостинице «Англетер». Впрочем, в тот момент Джону было уже за 70. Однако после его смерти дела пошли хуже, и в 1903 году всем Юзам пришлось покинуть завод.
Читайте наши статьи на Дзен