Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2021-09-04 09:45:27

«Немецкий город»: почему так раньше в России называли Санкт-Петербург

Санкт-Петербург был задуман Петром I Алексеевичем как столица нового государства, организованного им по европейскому образцу. Этот город изначально не имел русских корней, он строился на территории, отвоеванной у Швеции, иностранными архитекторами и заселялся выходцами из Германии, Финляндии, прибалтийских стран. Северная столица приняла несколько миграционных волн с запада, большинство приезжих составляли немцы.

С момента основания

Доктор филологических наук, известный краевед Дмитрий Спивак в своей книге «Метафизика Петербурга. Историко-культурологические очерки» (СПб, 2007 г.) отметил, что на протяжении всего XVIII века северная столица была открыта для иностранцев.

«К нам, как в любую нестабильную, чуждую по культуре страну, ехали если не прямые авантюристы, то люди, склонные к повышенной по тем или иным причинам мобильности, – и, разумеется, владевшие «свободно конвертируемыми» профессиями. В ту эпоху это были врачи, профессиональные военные, ученые специалисты – и, разумеется, купцы», – написал Д.Л. Спивак.

Действительно, Петр I (1672-1725 гг.) активно привлекал в новую столицу европейских специалистов. Они получали государственные должности, большие привилегии в деловой сфере, а также поддержку их научных и творческих изысканий.

В сборнике «XV юбилейные Царскосельские чтения: материалы международной научной конференции, 19-21 апреля 2011 г.» опубликована статья Галины Ваилуа «Петербургские немцы». Исследовательница написала: «Первые выходцы из Германии прибыли на берега Невы вместе с другими иностранцами по приглашению Петра I. Надо было иметь немалое мужество, чтобы покинуть родные места, привычный быт и отправиться в холодный, неведомый край. Приехавший из Вестфалии историк и географ Г.Ф. Мюллер вспоминал, что отец провожал его в Петербург, «словно хоронил: так велико было тогда предубеждение против России».

Примерно половину всех иностранцев, прибывающих в северную столицу, составляли немцы. Как правило, они селились в престижных районах города, рядом с государственными и научными учреждениями, в которых работали. Приезжие построили лютеранскую церковь, молились и жили по своим обычаям, разговаривали по-немецки и одевались тоже на немецкий манер.

Интересно, что в 1725 году на церемонии открытия Петербургской академии наук профессор Готлиб Зигфрид Байер выступил с торжественной речью на немецком языке. Никому из присутствовавших не потребовалось перевода.

Засилье иностранцев и этнократия

Во времена правления императрицы Анны Иоанновны (1693-1740 гг.), по мнению ряда отечественных историков, в России даже возникла своеобразная этнократия, когда все наиболее важные государственные посты занимали выходцы из Германии и их протеже. Тогда во властных кабинетах немецкая речь звучала даже чаще, чем русская.

Известный ученый Василий Ключевский в своей книге «Курс русской истории в 5 частях» (СПб, 1904-1922 гг.) писал: «Не доверяя русским, Анна поставила на страже своей безопасности кучу иноземцев, вывезенных из Митавы и из разных немецких углов. Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забирались на все доходные места в управлении» (лекция LXXI).

И хотя переворот, совершенный сторонниками Елизаветы Петровны (1709-1762 гг.) в ночь на 25 ноября 1741 года, слегка отстранил немцев от русского трона, они еще долго удерживали ведущие позиции в экономической, культурной и научной сфере.

Очередную волну немецких мигрантов Петербург принял в середине XVIII века. Все больше выходцев из Германии прибывало в северную столицу в поисках званий и чинов. Россия еще нуждалась в квалифицированных кадрах из Европы, и шанс на успех в профессиональной сфере здесь был выше, чем на родине. В некоторых отраслях экономики немецкие предприниматели добились монопольного положения. Они наладили торговые связи с коллегами из Западной Европы, организовали первые мануфактуры по западному образцу.

Авторы книги «Быт и нравы царской России (Ростов-на-Дону, 2010 г.) Валерий Анишкин и Людмила Шманева написали: «Дочь Петра I, Елизавета Петровна, с самого начала правления доказала свою приверженность реформам отца, но она старалась придать реформам Петра русское направление. Правда, при этом немцы в России чувствовали себя так же свободно, как и при Петре. Известно, как позже М.В. Ломоносов с оттенком иронии просил императрицу Екатерину назначить его немцем».

Крестьяне-колонисты

Если поначалу в Россию из Германии приезжали, в основном, военные, ученые или купцы, то во второй половине XVIII века на восток потянулись немецкие крестьяне. Как известно, в 1762 году императрица Екатерина II Алексеевна (1729-1796 гг.) издала манифест «О позволении иностранцам выходить и селиться в России и о свободном возвращении в свое отечество русских людей, бежавших за границу». В следующем году вышел новый манифест «О дозволении всем иностранцам, в Россию выезжающим, поселяться, в которых губерниях они пожелают, и дарованных им правах». Началась новая миграционная волна.

Старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии РАН Татьяна Шрадер написала статью «Правовая и культурная адаптация немецких колонистов в Петербургской губернии в пореформенное время», которая вошла в сборник «Петербург и губерния. Историко-этнографические исследования» (Ленинград, 1989 г.). По мнению исследовательницы, немецких крестьян привлекла возможность получить в России плодородные земли, налоговые льготы, освобождение от воинской повинности. Также Екатерина II предоставила им свободу вероисповедания и гарантировала сохранение традиционного жизненного уклада. Хотя большинство колонистов отправились в Поволжье, северные земли тоже приглянулись немцам.

Первые крестьяне из Вюртембурга, Гессена и Бранденбурга переселились в окрестности Петербурга в 1766 году. Это были 110 семей, 60 из них разместились напротив Рыбной слободы, основав Ново-Саратовскую колонию. Остальные построили дома в верховьях реки Ижоры и на пути из северной столицы в Царское Село. Колонисты занимались не только выращиванием картофеля и других овощей, они разводили коров, организовали ремесленные мастерские.

В последующие несколько десятилетий поток немцев лишь усиливался. Особенно много людей прибыло после поражения армии Наполеона Бонапарта из разоренной войной Европы, ведь помимо различных льгот немцам предоставлялась беспроцентная ссуда из государственной казны на строительство дома и обзаведение хозяйством.

Вывески на немецком языке

В своей работе «Петербургские немцы» Галина Ваилуа подчеркнула, что выходцы из Германии внесли большой вклад в культуру России. Архитекторы, скульпторы, государственные деятели и ученые стояли у истоков многих учреждений северной столицы.

«Наиболее распространенными у немецких ремесленников были профессии пивовара, колбасника, часовщика, инструментальщика, сапожника и, конечно, булочника. В первой половине XIX в. практически все хлебопекарное производство оказалось в руках немцев, объединившихся в цех… Обилие вывесок на немецком языке, всегда бросавшееся в глаза на петербургских улицах, говорило о множестве торговавших здесь купцов из Германии», – пишет Г.П. Ваилуа.

С 1728 по 1916 годы в Петербурге регулярно выходила газета St. Peterburger Zeitung, более десятка различных германоязычных изданий носили информационный, профессиональный или религиозный характер. Так что немцы не чувствовали себя в северной столице чужаками.

И хотя первое здание кирхи не сохранилось, на ее месте (Невский проспект) по проекту известного архитектора Александра Брюллова была построена новая лютеранская церковь святых Петра и Павла, которую освятили в 1838 году. К тому времени по всему городу действовало около десяти протестантских храмов, при которых были открыты школы и другие образовательные учреждения.

Считается, что именно у немцев русские позаимствовали традицию наряжать елку яркими гирляндами и разноцветными игрушками к празднику Рождества. Поскольку в Петербурге выходцев из Германии было заметно больше, чем в других городах нашей страны, в северной столице этот обычай появился раньше.

Немцы не только представляли собой самую многочисленную иностранную диаспору Петербурга, но и входили во все социальные слои общества: от управленцев государственного масштаба до булочников или крестьян.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: