Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2021-09-05 13:00:02

Русские старообрядцы в Китае: за чем они сколотили свое состояние

Накануне революции на Дальнем Востоке сложилась целая старообрядческая Иркутско-Амурская епархия, в которую вошло множество крупных старообрядческих сел.

Дело в том, что цели самих старообрядцев и правительства Российской империи во многом совпадали: староверы хотели уйти подальше от гонителей веры, а правительство нуждалось в переселенцах, способных освоить огромные территории.

Здесь, на краю земли старообрядцы реализовали свой потенциал, превращая дикие земли во вспаханные поля и основывая поселения. В основном, сюда бежали поповцы белокриницкой иерархии, позже к ним присоединились липоване.

Бегство

После революции староверы – и поповцы, и беспоповцы, были вынуждены уйти от большевиков-безбожников в Китай. Большинство из них обосновалось близ Харбина. Некоторое время они даже вели более открытый образ жизни, чем обычно, контактируя с православными и с представителями других согласий.

В 1917 году в Харбине появилась первая община в честь апостолов Петра и Павла, в 1921 году – в Харбин была перенесена кафедра Иркутско-Амурского епископа, начали выходить старообрядческие издания; появились первые общины староверов в Трехречье.

Вторая волна эмиграции началась в 1930-х годах, во время коллективизации и раскулачивания. В СССР закрывали староверческие общины, независимо от согласия. Рушилась веками сложившаяся крестьянская жизнь. Староверы Сибири уходили в Китай через Алтай, а на Дальнем Востоке переправлялись через реку Уссури и селились недалеко от границы, в районах Трехречья, Хэндаохэцзы, Харбина и Силинхэ.

Историк Амир Александрович Хисамутдинов в работе «Охотничайте, пашите, сейте: русские старообрядцы в Китае и их исход» приводит рассказ Анны Басаргиной, которой в ту пору было всего 12 лет. Сначала от большевиков был вынужден уйти «в леса» отец, и мать стала распродавать имущество, понимая, что придется бежать.

Так оно и вышло. При переправе через Уссури лодка перевернулась, утонул трехлетний брат Анны, а она потерялась вместе с сестрой. Девочки впали в такое отчаяние, что хотели утопиться, но их нашли родители. Проводник перевел семью через границу, и люди ушли вглубь Маньчжурии, где возле реки Силинхэ какой-то сердобольный китаец бесплатно выделил староверам землю. Так появилась деревня Силинхэ, а вскоре неподалеку другие семьи староверов основали деревни Коломбо, Мерген, Татицван, Масаловку и Медяне.

Самой крупной деревней стала Романовка, основанная в 1936 году.

Старообрядцы старались селиться вдали от городов и русских деревень, чтобы молодежь не совращалась «другой» верой или «бесовской» культурой.

Селения окружала тайга, и любимым развлечением молодежи стала охота.

Охота на тигра

В те годы тайга Уссурии и Маньчжурии была богата дичью, и вдоль КВЖД промышляли не менее 3 тыс. охотников. Правила охоты регламентировались законами правительства Маньчжоу-го, а позже – Бюро по делам эмигрантов.

Промысловое значение имели 36 видов животных, но особенно уссурийский или, как его называют в Китае, маньчжурский тигр – части его туши шли на изготовление лекарств в китайской медицине.

Обычно староверы охотилась на птицу и на пушного зверя, но некоторые стали охотиться и на тигра. Охота эта была опасна и требовала от охотника выносливости, хитрости и отваги. Но добыча одного тигра приносила доход, покрывавший весь охотничий сезон на пушного зверя – за тигра китайцы платили от 900 до 1500 гоби (1 гоби был равен эквиваленту в 23,91 граммов серебра). Известными охотниками стали староверы Петр Калугин, Лука Малахов и Федор Мартышев. Среди охотников удачливостью отличался Семен Калугин из селения Хэндаохэцзы, который в 1936 году за зиму добыл семь тигров.

По свидетельству этнографа Ивана Иннокентьевича Серебренникова, в 1942 году газеты Харбина пестрели статьями о знатной охоте, в результате которой группа русских добыла четырех тигров, восемь изюбрей, пять кабанов и забрала из тайги трех тигрят. Добыча тигров принесла промысловикам 25 000 гоби. При этом за тигров заплатили 13 170 гоби, и еще 11 000 гоби охотникам за тигрят заплатил некий «зоологический сад» из города Синьцзин.

Всего, как пишет историк Хисамутдинов, в год в горах Малого Хингана и в лесах провинции Гирин добывали 50 тигров.

Добыча пантов

Еще одним промыслом, приносившим постоянный доход в семьи старообрядцев, была добыча молодых рогов изюбрей – пантов, которым китайцы тоже приписывали разные чудодейственные свойства, например, лечили ими импотенцию и бесплодие.

Охота на изюбрей длилась все лето, и требовала от добытчика знания местности и повадок зверя,  терпения. Летом изюбри, отращивающие рога, становились чрезвычайно осторожными, пряталась в глухих уголках тайги и выходили оттуда крайне редко.

Это была засадная охота; изюбря следовало убивать одним выстрелом – у китайцев больше ценились неповрежденные рога. Иногда оленей подманивали искусственными солончаками.

Панты ценились высоко, а позже, когда на их целебные свойства обратили внимание и европейцы, цена поднялась еще выше – за пару оленьих пантов среднего размера платили 600 гоби, а за крупные – 1000 гоби.

Приносила ли охота вред тайге? Бесспорно, ведь кроме староверов в Маньчжурской тайге охотились и китайцы. Общее количество охотников доходило до 40 тыс. человек, а общее количество добытого за год зверя оценивалось в 20 млн японских йен.

Немудрено, что в конце 1930-х годов остро встал вопрос о создании на приграничных землях заповедников.

Исход

Староверы, перешедшие в Китай на Алтае, расселились на северо-западе страны. Они основали селения в районе городов Кульджа и Урумчи. Им повезло больше: земли здесь были плодородные, поэтому основой хозяйства стало выращивание пшеницы. Кроме того, староверы держали пасеки, а зерно и мёд продавали в китайских и казахских селениях. Однако и тут многим пришлось заниматься охотой: охотники-старообрядцы били пушного зверя, ходили на медведей, добывали кабанов и оленей.

Между собой староверы Маньчжурии и северо-запада Китая почти не общались. Они соединились только после окончания II Мировой войны, когда, спасаясь от советского строя, стали выезжать из Китая через Гонконг.

Они навсегда покидали Евразийский континент, переезжая в Австралию, в США и в Южную Америку. Там им пришлось еще раз все начинать заново.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: