Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2021-09-09 09:15:40

На сколько современный офисный работник работает больше крестьянина XV века

Существует устоявшийся образ, что крепостной крестьянин был практически рабом, которого нещадно эксплуатировал его барин. Об этом намекают устойчивые выражения, которые до сих пор присутствуют в нашей жизни, и даже у городских жителей не вызывают непонимания, например «вставать с первыми петухами», «работать от зари до зари» и т.п. Но если бы современный офисный клерк попал бы в русскую деревню XV века, он бы очень сильно удивился плавности и неторопливости течения крестьянской жизни и быта.

Режим дня русского крестьянина XV века

Когда в летописях, научных книгах и учебниках по истории речь заходит о XV веке, первым делом они развернуто повествуют о князьях, боярах и воеводах, о первом государе Всея Руси Иване III Васильевиче, о борьбе с Золотой Ордой и междоусобицах, а вот повседневность русского крестьянина историческими источниками освещена очень слабо. Между тем именно крестьянство вплоть до начала XX столетия составляло абсолютное большинство и достигало в разные века до 90% населения. Основным историческим документом, по которому современные историки могут составить представление о крестьянском быте того периода, являются Новгородские писцовые книги 1495–1505 годов, целью которых была инвентаризация хозяйственных угодий и населения захваченной Иваном III Новгородской земли.

Предпринимая попытку реконструировать обычный день крестьянской семьи XV века, необходимо начать с того, что, в отличие от нас, крестьянин практически себе не принадлежал. Как раз в XV веке в отношении крепостных крестьян, привязанных к земле своего хозяина, происходит первое «закручивание гаек»: «Судебник» Ивана III ограничивает срок перехода от одного землевладельца к другому Юрьевым днем, феодалы повышают оброк и увеличивают количество барщинных работ, при том, что, например, в Новгородской земле крестьянин и так должен был отдавать феодалу четверть, треть или даже половину своего урожая. Кроме того, крестьянам приходилось давать «кормы» вотчинной администрации. Даже так называемые «черные» крестьяне, еще не попавшие в феодальную зависимость, были вынуждены платить денежный налог и нести ряд натуральных повинностей в пользу князя. Ситуацию феодального гнета усугубляла худородность почв и примитивные орудия труда в виде сохи и плуга, делавшие трудозатраты огромными, а интенсивность труда минимальной. Чтобы выжить, крестьянам, помимо работы в поле, приходилось заниматься промыслами – вырубкой леса, рыболовством, собирательством, животноводством, бортничеством и т.д.

Режим крестьянина сильно различался в зависимости от сезона – зимнего или летнего. В летний период, длившийся с апреля по октябрь, крестьянин вынужден был трудиться особенно интенсивно. За неимением дешевого искусственного освещения, крестьяне полностью зависели от светового дня, определявшего весь режим жизни. Не было и часов – первые примитивные ходики появляются в зажиточных деревенских избах только в XVIII-XIX веках. Так что ориентироваться во времени крестьянину помогал восход и заход солнца, бой церковного колокола, петушиный крик. Особенностью крестьянского быта было то, что крестьяне не спали ночь напролет, а сон проходил с перерывами. Так после «вторых петухов» (в 2 часа ночи) крестьянки вставали, чтобы подоить коров и поставить хлеб, с «третьими петухами» (4 утра) просыпалась вся семья, состоявшая обычно из 15-20 человек трех-четырех поколений. Сутки делились на ряд канонических часов, о которых возвещала церковь – обычно их было семь.

Работа в поле в летнее время начиналась около семи утра и длилась до заката, с короткими перерывами на обед или отдых примерно в 10 утра, в час дня и в 4 часа вечера. Женщины продолжали земледельческие работы даже глубоко беременными – оттого роды прямо в поле были повсеместным будничным явлением. Помимо земледельческих и хозяйственных работ, на плечи женщины ложились и такие чисто «женские» занятия, как, например, ткачество. К труду с малолетства привлекались и дети. Например, прялку крестьянская девочка начинала осваивать уже с 6 лет, а в 10 училась работать плугом. К 14-15 годам крестьянские дети уже работали в поле и по хозяйству наравне с родителями. При этом 15-летние мальчики и 12-летние девочки считались годными для брака.

Конечно, были в крестьянской жизни и выходные – не работали по воскресеньям и церковным праздникам. О количестве праздничных дней в году судить сложно, поскольку подсчеты исследователей значительно разнятся. В среднем называют цифру до ста праздничных дней. По такому же принципу делился режим питания – скоромный, когда допускалось употребление мясомолочных продуктов, и постный. Пост занимал у крестьянина около 200 дней в году. При этом на различного вида работу, как у мужчин, так и у женщин уходило по 13-15 часов в сутки.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: