Александр Пушкин: сколько эфиопской крови было в нем на самом деле
Начиная с середины XIX века в начных и литературных кругах не утихают дискуссии об этнических корнях Александра Сергеевича Пушкин. И хотя доминирующей является гипотеза об эфиопском происхождении поэта, существуют версии, связывающие Пушкина с другими народами – например, арабами, евреями или караимами.
Кто такие караимы?
Прежде чем разбирать гипотезу о караимском происхождении классика, посвятим несколько слов тому, кто же такие караимы. Караимы – это средневековое движение в иудаизме, сформировавшееся в IX-X веках и базирующееся на отрицании и неприятии Талмуда в качестве источника религиозной истины. Караимы, как и евреи-раввинисты (талмудисты), признают Пятикнижие (Тору) и весь Ветхий Завет (Танах), но отрицают религиозные законы, сформулированные еврейскими законоучителями в Талмуде. От всех прочих евреев караимов отличает своеобразная религиозная традиция, календарь и обычаи. Даже само название «караим» — это множественная форма от древнееврейского «караи», отражает основную характеристику данного движения – почитание (или, если угодно, «чтение») священного Писания (т.е. Ветхого Завета или Танаха) как единственного и прямого источника религиозной истины. На территории России (в Крыму) караимы появились не ранее XIII века.
А. Зинухов – основатель теории о караимском происхождении поэта
Первым о караимском происхождении великого поэта заговорил в 2001 году харьковский историк, литератор и писатель А.Н. Зинухов (1950-2006). Как известно, самым экзотическим предком Пушкина был его прадед по материнском стороне, Абрам (Ибрагим) Петрович Ганнибал (1696-1781). По наиболее распространенной версии, сын чернокожего африканского князя, в 1703 году Ганнибал был похищен турками и увезен в Стамбул. Из рабства его выкупил сербский негоциант Савва Лукич Рагузинский-Владиславич (1669-1738), привезший кучерявого и чернокожего отрока в Москву, где он был крещён, а крестным отцом стал сам Петр I (отсюда и отчество «Петрович»). Для начала Зинухов попытался оспорить мнение о сербском происхождении купца Саввы и предположил, что на деле «Савва – усеченная форма от древнееврейского Вар-Сава, “праведный”. Именем Вар-Сава называли библейского Иосифа. Следовательно, подлинное имя Саввы – Иосиф из Азова». Кроме того, и название города Азова, по логике Зинухова, на деле – искаженное еврейское имя «Иосиф». Далее, проживавших в городе Азове в конце XVII века «охреян» Зинухов отождествил с потомками караимов, по его мнению, некогда проживавших в средневековом Хазарском каганате. Торговавший на юге России купец Савва Рагузинский, якобы, привез являвшегося караимом юношу Абрама из Азова. Как следствие, рыжеватый и курчавый потомок азовского караима впоследствии стал самым знаменитым поэтом России. В конце своей статьи, опубликованной в популярной газете «Совершенно секретно», Зинухов заявляет: «Признав прадеда А.С. Пушкина караимом, я, конечно, не хочу сказать, что с этого момента Пушкин перестает быть русским поэтом. Он был, есть и будет поэтом русским, но в его физическом типе соединены признаки нескольких рас и народов, в том числе и караимов».
Критика теории Зинухова
Давайте попытаемся разобраться с аргументацией автора повнимательнее. Начнем, пожалуй, с личности Саввы Рагузинского. Безусловно, что Савва, православный серб из Рагузы (Дубровника), чье происхождение нам прекрасно известно, не был евреем Иосифом из Азова. В Библии действительно упоминается некий Иосиф, называемый «Варсавою, который прозван Иустом». Тем не менее, это совсем не значит, что между именем Иосиф и прозвищем Вар-Сава (на арамейском бар-Сава, т.е. «сын Саввы») можно ставить знак равенства. Название же города Азов (видимо, от крымскотатарского азак – «устье реки» или турецкого azak – «низкое место») не имеет никакого отношения к древнееврейскому имени Иосиф. По некоторым сведениям, в средневековом Азове XIV века действительно проживала небольшая караимская община, однако, отсутствие каких-либо данных о караимах в этом городе в более поздние времена позволяет однозначно говорить о том, что в конце XVII века (времени жизни Саввы Рагузинского и Абрама Ганнибала) в этом городе совершенно точно не было караимов. Добавим также, что караимы не имели ни малейшего отношения к Хазарскому каганату и появились в районе Северного Причерноморья не ранее второй половины XII века, а может даже и несколько позднее, в XIII веке, в эпоху татаро-монгольского вторжения в этот регион. Как следствие, теория Зинухова о караимском происхождении Пушкина не имеет ни малейшего права на существование.
Последователи Зинухова
Тем не менее, написанное пером порой не вырубишь и топором. Некоторые авторы, известные и не очень, активно поддержали псевдоисторическую гипотезу харьковского литератора. Из наиболее значимых отмечу, пожалуй, Фридриха Горенштейна (1932-2002), среди прочего известного написанием сценария к шедевру А. Тарковского «Солярис». В статье «Тайна, покрытая лаком» (написана в 2001, но опубликована лишь в 2015) Горенштейн рассуждал о том, что караимская гипотеза кажется ему «гораздо более разумной», чем все остальные. Сценарист несколько модифицировал теорию Зинухова и считал, что предок Пушкина «родился и жил в пределах Оттоманской империи, то есть был обычным турецким евреем-караимом. А то, что за этой скромной, но убедительной гипотезой не стоит громких имен и высоких учреждений, помимо всего прочего, указывает на определенный старый предрассудок, глубоко укоренившийся в сознании и подсознании даже разумных и достойных людей». «Захватывающей» аргументацию Горенштейна называла его знакомая Мина Полянская. Эту же гипотезу поддержал, к примеру, С.И. Аверков, а также многие другие любители «альтернативной» истории. Однако, как мы продемонстрировали выше, никаких реальных исторических фактов в пользу караимской версии происхождения предков поэта ни один из этих авторов не предъявил.
Перстень-талисман, или реальные связи Пушкина с караимами
Так есть ли хоть что-то, что реально связывало бы великого поэта с караимами? На самом деле, есть. Во время своего визита в Крым Пушкин, увы, с караимами не общался. Побывав в Бахчисарае, он так и не добрался, в отличии от Адама Мицкевича, до близлежащего Чуфут-Кале – горной крепости, населенной к тому моменту исключительно караимами. Однако в Одессе Елизавета Ксаверьевна Воронцова, жена генерал-губернатора Новороссии, с которой у ветреного поэта был бурный роман, подарила ему экзотический золотой перстень с сердоликовой вставкой, на которой была сделана надпись на древнееврейском языке. Надпись содержала имя владельца перстня: «Симха б[ен] к[вод] р[ав] Йосэф а-закен з[ихроно] л[ивраха]» (в переводе: «Симха, сын почтенного господина, старца Иосифа, блаженной памяти»). О том, что этот перстень принадлежал именно караиму, а не еврею-талмудисту, свидетельствует тот факт, что надпись нанесена на кольцо караимским курсивным почерком XIX века. Так что знаменитый пушкинский перстень-талисман изначально принадлежал зажиточному караиму, обитавшему либо в Крыму, либо в Одессе, в которой к началу XIX века также была значительная караимская община. В 1917 году этот перстень был украден из Пушкинского музея, и дальнейшая судьба его неизвестна.
Подводя итоги, отметим, что теория о караимском происхождении Абрама Ганнибала, предка великого русского классика, совершенно несостоятельна. Предположения о его африканском происхождении кажутся значительно более убедительными. Единственное, что связывало семью Пушкиных с караимами – это подаренный поэту караимский перстень с древнееврейской надписью.
Читайте наши статьи на Дзен