Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2021-09-16 15:13:54
Ярослав Бутаков

Когда донские казаки были турецкими подданными

Мы привыкли к тому, что казаки, особенно старейшего казачьего войска – Донского, были верными слугами царя и отечества, лили кровь за Россию в войнах и во внутренних смутах… Однако такое положение существовало только со времён Петра I, после подавления Булавинского бунта 1707-1709 гг. А раньше было по-всякому…

Происхождение донских казаков

Казаки впервые упоминаются в XIV веке (по некоторым данным – в середине XIII века) как подданные Золотой Орды. Слово это переводилось современниками с тюркских языков как «свободный» или «бродяга». Согласно исследованиям историка Александра Шенникова, одной из первых казачьих общин был Червлёный Яр, сложившийся на реке Хопёр в XIV столетии.

Другая крупная казачья община, по его же исследованиям, возникла в самом конце XIV — начале XV вв. на левобережье Днепра, на территории нынешних Полтавской и Сумской областей Украины, частично Белгородской и Курской областей России. Её основателями были потомки Мамая, разбитого Дмитрием Донским на Куликовом поле. Получив землю от великих князей Литовских, основав там город Глинск и прозвавшись оттого князьями Глинскими, они долго ещё сохраняли приставку Мамай к своей фамилии. Оттуда имя Мамай прочно вошло в украинский фольклор как образ богатого казака, которому не нужно работать, так как у него и так есть всё. Мамай стал олицетворением золотого века украинского казачества.

Казаки были разноплемёнными по своему происхождению. Среди них особенной многочисленностью отличались тюрки, черкесы и славяне. Хопёрские казаки в XIV веке были по большей части православными и подчинялись в церковном отношении Сарайскому епископу. Среди днепровских казаков исходно было много мусульман. Черкасами – именем, которым на Руси прозвали украинских казаков – первоначально звали только черкесов-мусульман.

Представление о том, что большинство казаков составляли беглые русские крепостные крестьяне, не соответствует действительности. Такое положение начало складываться в XVII веке, когда, собственно, только появилось крепостное право. До этого времени русский язык получил наибольшее распространение среди казаков лишь благодаря православному богослужению на церковнославянском языке и как lingua franca – удобный язык межнационального общения в таком мультиэтническом плавильном котле, каким было казачество.

Уже в 1444 году казаки появляются на русской службе. Это казаки Рязанской Украйны. Их положение было сродни вскоре появившимся там же служилым касимовским татарам, да и происхождения они были, по-видимому, родственного.

Где-то в XV веке, по-видимому, зарождается и донское казачество. Оно могло происходить от потомков разных тюркских народов, давно живших здесь, и славянских бродников, а также пополняться выходцами с Хопра и Днепра. На присутствие последних указывают названия станицы Старочеркасской и города Новочеркасск.

До конца XV века течение Дона принадлежало Золотой Орде. После её окончательного падения преобладающее влияние в регионе перешло к Крымскому ханству, опорным владением которого был Азов близ устья Дона. А покровителем Крыма являлась Турция.

Работорговля и грабёж караванов

Недаром к казакам на Руси издревле прилепился эпитет «разбойники». Излюбленным занятием донских казаков, показателем их «удальства», был грабёж купеческих караванов, проходивших через их землю. Не брезговали казаки и набегами на соседние земли.

В апреле 1523 года великий князь московский Василий III отправил посла Ивана Семёновича Морозова к турецкому султану Сулейману I. Среди прочего, посол должен был сообщить султану следующее:
«Твои казаки азовские наших людей имают на поле, да водят в Азов, да их продают, а емлют с них окупы великие, и ты бы приказал, чтоб того не чинили».

Из этих строк великокняжеского наказа послу вытекают две важнейшие характеристики донских казаков XVI века. Во-первых, на Руси их считали подданными турецкого султана. Во-вторых, казаки, подобно крымским татарам, занимались набегами на соседние русские земли и охотились там на рабов. Пойманных русских людей казаки либо продавали в Азове в рабство мусульманам либо держали у себя, если была надежда получить за их свободу большой выкуп.

Впрочем, уже в 1550 году ногайский мурза Юсуф в письме к московскому царю Ивану IV жаловался на поведение донских казаков, живущих около Воронежа, ограбивших послов и купцов ногайских, называя их царскими холопами. Это показывает, что донские казаки вообще не признавали над собой ничьей власти, а сказывались подданными той или иной державы, в зависимости от того, как им было выгодно. Возможно, все зависело и от того, в какой части течения Дона жили казаки.

Наличие такого разбойничьего гнезда на Дону сильно вредило мирным отношениям великих держав того времени.

Царь просит султана уничтожить казаков

Хотя Романовы утвердились на престоле с помощью донских казаков, но терпеть такое беспокойное соседство им совсем не хотелось.

В 1616 году в Стамбул приехали послы от царя Михаила Фёдоровича – Пётр Мансуров и дьяк Самсонов. Зашёл разговор и о казаках, которые в ту пору регулярно воевали с Азовом. Турки называли донских казаков русскими подданными, а русские послы всячески от казаков открещивались. «Хотя бы турские люди донских казаков до одного человека побили, — говорили царские послы султанскому великому визирю, — то наш великий государь вашему за то не постоит: наш великий государь сам о том помышляет, чтоб козаков на Дону не было, и чтоб от их воровства между обоими государями дружбе помешки не было».

Но очевидно, что полная ликвидация донского казачества не входила в планы ни России, ни Турции. Казаки, нападая на Азов, наносили вред и России. Апогея эта вражда достигла во времена восстания Степана Разина. Но, парадоксальным образом, этот же период способствовал большему обрусению казачества. Бежавшие на Дон старообрядцы сильно увеличили там долю русского населения. Правда, эти русские, понятное дело, находились в резкой оппозиции российской власти.

Некрасовцы на турецкой службе

Сильный старообрядческий элемент населения Дона попробовал ещё раз в 1707 году отделиться от России. Тогда на Дону поднялось восстание против царя Петра I во главе с атаманом Кондратием Булавиным. После подавления восстания значительная часть донских казаков (до трети, по некоторым исследованиям) ушла, по старой памяти, на турецкую территорию. Этих казаков, по фамилии их предводителя, назвали некрасовцами.

Турки предоставили старообрядцам-некрасовцам земли на Кубани, позднее на Дунае и на островах Греческого архипелага, и не препятствовали им исповедовать свою веру. С течением времени отдельные группы некрасовцев возвратились в Россию. Но ещё в Крымскую войну 1853-1856 гг. в составе турецкой армии против русских действовали подразделения профессиональных воинов – казаков-некрасовцев.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: