Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2021-09-19 21:45:18

Царевич Константин: почему сын Павла I променял царский престол на женщину

Во все времена мужчины из царских семей были заложниками своего политического статуса и были лишены возможности выбирать себе спутниц жизни. Те, редкие исключения, которые знает история, часто становились причиной политических кризисов. Не стала исключением и история одного их сыновей императора Павла — царевича Константина. Он променял трон на брак с польской аристократкой Жанеттой Грудзинской.

Она звалась Жанеттой

Очаровательная Жанетта Грудзинская была старшей дочерью польского аристократа Антона Грудна-Грудзинского и его супруги Марианны Дорповской. После развода родителей девочка вместе с младшими сёстрами и матерью уехала в Варшаву, где обучалась в элитном французском пансионе, а после второго замужества родительницы переехала в Париж.

Достигнув двадцатилетия, Жанетта в 1815 году вернулась в Варшаву и сразу же попала в поле зрения наследника российского престола — великого князя Константина Павловича.

Эта судьбоносная встреча произошла на балу, проходившем в особняке князя  Юзефа Зайончека, являвшегося доверенным лицом Константина в Польше.

Юная дева с тонкими чертами лица сразу же пленила сердце 36-летнего члена венценосной семьи, который тут же пригласил её на танец. По воспоминаниям русского поэта и общественного деятеля Петра Вяземского, белокурая и голубоглазая Жанетта Грудзинская с выразительным взглядом, мягким голосом, умной улыбкой и гибким станом «не была красавица, но была красивее всякой красавицы».

Ко всему прочему от неё исходила какая-то чистота и необычайная нравственная свежесть, завораживавшая окружающих.

В ловушку её бездонных глаз попался и Константин Павлович, который на тот момент состоял в официальном браке с Анной Фёдоровной, в девичестве Юлианной-Генриеттой-Ульрикой Саксен-Кобург-Заальфельдской.

Укрощение «деспотического вихря»

За свой бешеный нрав прозванный «деспотическим вихрем», престолонаследник Константин привык к тому, что женщины сами бросались в его объятия. Однако приглянувшаяся ему графиня Жанетта Груздинская оказалась дамой иного порядка. На его недвусмысленные притязания она дала решительный отпор, поскольку, получив строгое религиозное воспитание, не могла себе позволить отношения с женатым мужчиной, пусть он даже был самим наместником Царства Польского.

Пять лет Константин Павлович добивался её расположения, и 1820 году она, наконец, согласилась вступить с ним в брак. Однако чтобы узаконить новые отношения, ему для начала требовалось получить развод от первой жены.

Соперница?

К слову,  Анна Фёдоровна была не против, желая этого разрыва больше чем Константин Павлович. Деспотический нрав мужа сразу же насторожил юную саксен-кобурскую принцессу, которая спустя пару лет совместного житья с внуком императрицы Екатерины II, сбежала от него в родную Германию. Оказавшись под защитой родителей, она потребовала у цесаревича развод. Константин Павлович, не питая к супруге каких-либо сильных чувств, был согласен на разрыв брачных уз, но его мать, вдовствующая императрица Мария Федоровна, высказалась категорически против этого шага.

Полагая, что развод сына ляжет тёмным пятном на репутацию дома Романовых, она долгие 20 лет не позволяла ему разрушить мнимый семейный союз.

Потакая родительнице, Константин не единожды предпринимал попытки вернуть жену в Россию, но каждый раз получал отказ.

Венчание

Заветное материнское разрешение на развод с первой женой Константин Павлович получил 1 апреля  1820 года. Видя, как молодая Жанетта Груздинская благотворно влияет на своенравного цесаревича, Мария Федоровна не могла более противиться его желанию и дала своё добро на оформление морганатического, то есть неравного, брака с польской красавицей.

24 мая 1820 года без лишней помпезности и шума Жанетта Грудзинская и Константин Павлович сочетались узами браками. Скромное торжество состояло из двух этапов: сначала жених с невестой обвенчались в католическом костёле, а после направились в православную церковь, и уже оттуда в качестве мужа и жены поехали во дворец Бельведер, где стартовала история их счастливой семейной жизни.

Очарованные новой невесткой, родственники Константина всячески выказывали ей своё расположение. Властвовавший император Александр I передал во владение графини польское княжество Лович, после чего во всех официальных документах Жанетта Грудзинская фигурировала как Её Светлость княгиня Лович.

10 счастливых лет

Следующие 10 лет жизни княгини Лович были наполнены любовью и счастьем. Будучи на 16 лет младше мужа, она сумела укротить его необузданный нрав и превратить Константина в образцового супруга.

Призывая его к сдержанности, она мягко замечала: «Константин! Надобно прежде подумать, а потом делать. Ты поступаешь наоборот!», а он смиренно качал головой и соглашался.

Окружив супругу заботой, представитель императорской фамилии писал в письмах к родственникам, что лишь благодаря Жанетте в его доме воцарились счастье и спокойствие.

Своя среди чужих и чужая среди своих

Единственной стороной, кому не нравился этот союз, были поляки, которые откровенно ненавидели Российскую империю и её представителя на их земле, Константина Павловича.

Он, к слову, тоже не питал особой любви к местному населению, постоянно отпускал грубые шутки в адрес здешней знати, хотя под влиянием супруги проникся польской культурой и в совершенстве овладел языком.

Ведя себя на вверенной ему территории как сатрап, Константин заслужил презрение со стороны аборигенов, а вместе с ним в опалу попала и Жанетта, с одинаковой силой почитавшая и мужа, и родину.

Став женой врага народа, княгиня Лович меньше всего хотела превратиться в российскую императрицу, чтобы править страной, ущемлявшей её горячо любимую Польшу.

Именно поэтому, когда 1 декабря 1825 года из Таганрога пришла печальная весть о смерти бездетного императора Александра I, Константин сразу же приободрил супругу словами: «Успокойся! Ты не будешь царствовать!».

Отрёкшийся от престола в пользу брата, Николая, Константин Павлович думал провести остаток жизни в той же безмятежной неге, но планам его не суждено было сбыться.

Польское восстание

29 ноября 1830 года поляки организовали восстание, целью которого было свержение власти Российской империи.

Возмущённый поведением местного населения, Константин организовал и возглавил усмиряющие операции против бунтарей, в результате которых погибло немало родственников Жанетты.

Но это было лишь начало её несчастий. В 1831 году мятежники ворвались в особняк четы, и лишь чудом им удалось спастись от рук разъярённой толпы. Покинув дом через подземный ход, они направились в Санкт-Петербург. Их путь лежал через Витебск, на подходе к которому Константин подхватил холеру и умер в течение 15 часов.

Эта потеря подкосила здоровье княгини Лович, которая всю дорогу до столицы пешком сопровождала гроб мужа. Поселившись в Царском селе, она так и не пришла в себя, и 17 ноября 1831 года скончалась, после неравной схватки с генералом Курутой, который, силой забрав необходимые ему документы, оставил женщину умирать на полу подле кровати.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: