«Вековухи»: в каком возрасте русские начинали считать женщин старухами
Современные условия жизни очень сильно продлили её длительность. Достижения медицины и косметологии позволяют даже 40 -летним женщинам выглядеть значительно моложе своих лет, отсрочивая наступление старости практически на неопределенный срок. А между тем, наши предки о таком и мечтать не могли. Что касается девушек, то у них возраст зависел не столько от биологических показателей, сколько от социальных. Поэтому «официально» стать старухой можно было на третьем десятке.
Брачный возраст
Длина женского века во многом зависит от определенного обычаем и законом брачного возраста. Несложно заметить закономерность: чем дальше вглубь веков, тем моложе невесты. В самые давние времена девушка считалась «на выданье», как только у нее начинались месячные. В крестьянском быту этот момент ознаменовывался изменением наряда. Если до сих пор девочка бегала в одной лишь подпоясанной рубашонке, то теперь она облачалась в дополнительную поясную одежду. В одних регионах России она называлась запоной, в других понёвой, но в любом случае означала готовность к браку. В косе появлялась лента, на голове – девичий венец. Эта ситуация длилась вплоть до XIX века. Обряд облачения в понёву в Тульской губернии этнограф Зеленин описал в 1823 году. Возраст радостного события, как и у нынешних девушек, колебался от 13 до 15 лет. Поэтому ранние браки были не редкостью, а нормой. Рассказ няни из «Евгения Онегина» о ее вступлении в брак: «Мой Ваня младше был, мой свет, а было мне тринадцать лет…», на памяти у всех.
Петр I озаботился регламентацией возраста вступления в брак, ограничив его 17 годами для невесты и 20 – для жениха. Однако, продержалось это правило недолго, и уже при Екатерине II Синод вновь разрешил выдавать замуж девочку, которой исполнилось 13, если она была готова к нему физически.
В среде дворянства столь ранние браки не приветствовались. Нормальным возрастом для замужества считалось 15-16 лет. У аристократов сигналом о том, что девушка созрела, было удлинение ее подола. Девочки разгуливали в платьях, из-под которых выглядывали кружевные панталончики. Именно в таком наряде врывается в гостиную Наташа Ростова, впервые появляясь на страницах романа «Война и мир».
Кроме того, девушек начинали вывозить в свет, на балы. Они впервые появлялись во «взрослых» платьях, с декольтированной грудью и открытыми плечами. Однако, в отличие от взрослых женщин, юным девушкам неприлично было носить много дорогих украшений и делать сложные прически. Цвета для платьев молодых девиц выбирались бледно-розовые, нежно-голубые, белые. Насыщенные, яркие тона не приветствовались.
Если девушка, хоть крестьянка, хоть дворянка до 18 лет не выходила замуж, пора было бить тревогу, а если и в 20 лет не шла под венец, то это была практически катастрофа. В 22 года девушка считалась уже «засиделкой» (в девках засиделась), «вековухой» и даже «браковкой». Если в дворянской среде к таким особам относились с жалостливым презрением, то в крестьянской могли попросту объявить ведьмой, поскольку считалось, что «вековухи» непременно ворожат и знаются с нечистой силой. Отказываться от брака, если предложение поступило, в этом возрасте было просто неприлично, каким бы неказистым ни был претендент.
Наряды «вековух» сохраняли девичьи черты, хоть и имели свои особенности. Крестьянки снимали девичий венец и покрывали голову платочком, женских головных уборов – сорок, кик – им не полагалось. Из гардероба исчезали яркая понёва, все украшения. Одеяние должно было быть «смиренным». Отныне развлечения, хороводы и участие в молодежных вечерках для нее были закрыты. Сохранить уважение она могла, лишь взяв на себя ведение хозяйства родителей и работая наравне с мужчинами.
Дворянки отказывались от девичьих цветов, выбирая что-нибудь сдержанно-неяркое. Открытые плечи и грудь в таком статусе выглядели смешно. Иногда девушки, отчаявшиеся выйти замуж, водружали на голову чепец, что в среде аристократии означало старость.
Замужняя женщина
Если девушка в свой срок выходила замуж, то молодость ее продлевалась. В крестьянском быту «молодайка» или «молодка» носила особенно нарядную одежду, богато украшенную вышивкой, тесьмой, в которой преобладал красный цвет. Головной убор «молодки» состоял из многих элементов (повойник, сорока или кика, платок), расшитых бисером, иногда жемчугом. Бусы, нарядные серьги – все это непременные элементы праздничного одеяния молодки. После рождения первого ребенка молодуха становилась бабой. Молодых баб ласково называли «бабочка». Такие «бабочки» позволяли себе наряды и украшения до тех пор, пока не угасала их детородная функция.
Дворянки, выйдя замуж, тоже не отказывали себе ни в нарядах, ни в украшениях. Сложные женские прически, шляпки невообразимых фасонов, платья из дорогих тканей, бриллианты на шее и в ушках – всем этим молодые замужние дамы щеголяли настолько, насколько позволяли средства мужа, иногда даже и сверх того.
Стремление одеваться ярко и нарядно вполне понятно, поскольку конец этому бурному цветению наступал весьма скоро. Уже в 30 лет женщина начинала чувствовать приближение старости.
Крестьянки старели быстро от тяжелой работы. Раннее замужество, частые роды, даже если муж был ласков и не бил жену слишком часто, тоже не способствовали здоровью. К сорока годам баба становилась «бабкой». Ее дети вырастали, сами обзаводились потомством, она постепенно уступала первенство у печи старшей невестке и принималась нянчить внуков.
Одежда бабки утрачивала яркие цвета, украшения укладывались на дно сундука, вслед за расшитыми жемчугом сороками. Голову старуха покрывала платочком поверх самого скромного повойника. С этого момента жена ложилась спать отдельно от мужа.
Дворянки также делались старыми примерно к этому возрасту. У Толстого мы читаем описание сорокалетней Анны Павловны Шерер, которую он, не чинясь, объявляет старухой. В этом возрасте женщины появлялись в свете непременно в чепце, который служил «индикатором» возраста. Они выезжали сами, принимали гостей, но на балах уже не танцевали, их роль сводилась к наблюдению за танцующими и присмотру за молодыми девицами, вверенными их попечению.
Читайте наши статьи на Дзен