Явление Христа народу: почему Иванов писал эту картину 20 лет
Для экспонирования «Явления Христа народу» и написанных к картине этюдов и набросков в Третьяковской галерее построили отдельный зал. Но не только размер 5,4 на 7,5 метра и монументальность сюжета стали причиной того, что русский живописец работал над полотном больше двух десятков лет.
Не блистал, но двигался вперед
Начало пути Александра Иванова складывалась традиционно. Он поступил в императорскую Академию художеств еще ребенком и отучился в ней положенные 12 лет. Считался в классе исторической живописи – самом высшем в академической иерархии – прилежным, хотя и не блистал подобно учившемуся на старших курсах Карлу Брюллову. Учителем будущего автора «Явления Христа народу» был его отец, Андрей Иванов, профессор Академии, а также «русский Рафаэль» профессор Егоров. Именно отцу Александр Андреевич оставался признателен всю жизнь. В угоду ему он даже пожертвовал личным счастьем и уехал для продолжения обучения за границу.
Как пишет Н. Дмитриева в статье «Библейские эскизы Александра Иванова», молодой художник «работал прилежно», без лишних рассуждений выполнял задания и получал медали. Так появились работы, которые не выходили за рамки принятых академических стандартов – «Приам перед Ахиллом», «Беллерофонт, отправляющийся в поход против Химеры», «Иосиф, толкующий сны».
Иванов был не суетлив, спокоен, молчалив и серьезен. Казалось, в нем постоянно идет напряженная душевная работа. Он не восхищал учителей и публику брюлловской искрометностью и яркостью, но двигался вперед упрямо и непрерывно. Именно в студенческие годы сформировались качества и подход к работе, которые помогли живописцу не просто перерасти многих его современников, но продемонстрировать новое видение искусства.
В поисках «общечеловеческого» сюжета
Вместо отведенных Академией трех лет, Иванов прожил в Риме больше 30. Для подтверждения, что был направлен за границу не зря, он пишет и отсылает петербургским меценатам из Императорского Общества поощрения художеств (ИОПХ) два наброска по библейскому сюжету «Братья Иосифа находят чашу в мешке Вениамина».
Эскизы демонстрирует всё, что так любят и ценят в его Alma mater – умение драпировать, группировать, компоновать, работать с непростыми ракурсами и «достаточно отчетливо» передавать драматизм. Иванов получает из Петербурга добро для написания картины. Но не слишком довольный сюжетом Иванов не спешит. Он пишет еще два десятка эскизов с разными вариантами композиции и показывает их знакомым и коллегам.
Искусствоведы называют «Братьев» «самой плодотворной неудачей» Иванова, но считают ее точкой отсчета формирования замысла будущего «Явления». Влияние на сюжетные поиски Иванова оказал также комментарий немецкого живописца Фридриха Овербека. Рассматривая «Братьев Иосифа» Овербек заключил, что эпизод недостоин того, чтобы стать основой для большой картины, поэтому лучшими сюжетами для крупных произведений должна становиться поэма.
Как писал сам Иванов, он остановился на первых страницах Евангелия, где рассказывается о подготовке народа к встрече и принятию Мессии Иоанном Крестителем. Художник поставил перед собой сложнейшую задачу: непременно написать полотно «общечеловеческой значимости», которое проложит русскому искусству путь в будущее.
«Бездомен и свободен»
Отец выразил по поводу замысла сына недоумение. Как можно изобразить на одной картине смысл всего Евангелия? В ИОПХ начинать картину с сюжетом, «неподходящим для живописного оформления», прямо запретили. Тогда Иванов довольно быстро написал «Явление Христа Марии Магдалине» и отправил ее в Петербург. Работа произвела фурор и принесла автору признание и звание академика. В письме отцу Иванов написал, что радуется довольству Академии, но недоумевает по поводу звания. «Мое намерение было никогда никакого чина не иметь».
Иванов мог бы вернуться в Россию, работать в Академии, получать жалование. Но такую жизнь он считал «совершенным несчастием» для художника. По его твердому убеждению, «русский исторический живописец должен быть бездомен и совершено свободен». В «шитом высоком воротнике» нельзя сделать ничего, «кроме как стоять вытянувшись». «Независимость должна быть беспредельна», – этим убеждениям Иванов не изменил до конца жизни.
«Он умер для всего мира»
Еще в середине прошлого столетия академик А. Мокрицкий дал точную формулировку: Иванов взял для работы один из самых священных для христианства сюжетов, который символизирует грядущее «обновление человечества».
Работать над замыслом «Явления Христа народу» Иванов начал в 1837 году, но только в 1857-м привез готовую картину в Петербург. Слухи о том, что художник пишет нечто грандиозное, рождали у многих жгучее желание хотя бы одним глазком взглянуть на будущий шедевр. Но художник никого не пускал в римскую мастерскую, где неустанно трудился над полотном. Чтобы не отвлекаться от цели, он почти не принимал посетителей, отказывался от прибыльных заказов и игнорировал житейские неурядицы в виде нехватки денег и питания. Как писал ближайший друг художника, Николай Гоголь, «Иванов давно умер для всего мира, кроме своей работы». Живописца не смущали даже слухи о его сумасшествии, которые поползли по Риму, а затем достигли и Родины. В своем ли уме человек, который 20 лет пишет одну картину?
Сюжет «Явления» знаком каждому. На переднем плане – Иоанн Предтеча крестит иудеев на берегу Иордана. На заднем – слегка размытая, но хорошо различимая фигура Спасителя. Присутствующие на полотне персонажи объединены в несколько групп. Одни – хмурые и надменные книжники и фарисеи – спускаются с горы, удаляясь от Христа. Другие – с надеждой и трепетом взирают на Мессию. Третьи – слева от Иоанна Крестителя – ученики Спасителя: Иоанн Богослов, Фома Неверующий, Андрей Первозванный. Каждый персонаж на картине символичен. Например, фигуры старика, мужчины и ребенка в глубине картины олицетворяют три возраста человечества. Римские воины с копьями – мученическую смерть Христа.
Более 600 эскизов
При взгляде на «Явление» с трудом верится, что это не фотография, а изображение, написанное при помощи масляных красок. Такое мастерство достигалось титанической проработкой каждой детали, каждой складки одежды, каждой черты лица. Александр Иванович неустанно разыскивал по всей Италии натурщиков и писал с каждым десятки этюдов, меняя декорации и освещение. По словам Гоголя, Иванов искал в людях не внешнюю красоту, но правду характера и чувств, пытался поймать «высокие движения души». Художник регулярно посещал католические храмы и синагоги, чтобы наблюдать за молящимися и затем передавать их эмоции на полотне.
Не менее критично Иванов относился к достоверности пейзажа. Поэтому он месяцами писал с натуры «нездоровые понтийские болота», «пустынные уголки» и «дикие захолустья» в окрестностях Рима. Он изучил «всякий камешек и древесный листок», зафиксировал цветовую гамму и игру светотени, чтобы у зрителя не возникало противоречий из-за неточности.
Он писал едва различимые на картине горы в Неаполе, воды Иордана – в Субиако. Сделал десятки набросков одних только камней горного ручья и веток деревьев. Мечтал съездить в Палестину и пройтись по дорогам, где ступала нога Иисуса. Но на эти мечты совсем не было средств. Петербургские покровители отказывали в финансировании, называя его работу «блажью и пустой затеей».
В ходе работы Иванов неоднократно менял отдельные детали замысла. Например, изначально Христос двигался навстречу Иоанну Предтече, но затем «устремился прямиком к группе грешников во главе с фарисеями». В таком решении художника читалась отсылка к евангельским строкам: «Я пришел не праведников, но грешников призвать к покаянию». На итоговой версии картины ближе всего ко Христу, в багряных одеяниях «кающийся», в образе которого угадывается Н. В. Гоголь. А на ранних набросках Иванов изобразил Гоголя в образе раба, который на переднем плане подает одежды своему господину.
Трагичный финал
Итальянская публика оценила «Явление» восторженно. В Риме все только и говорили, что о русском художнике и его гениальной картине. Авторитетный немецкий живописец Петер Йозеф фон Корнелиус после знакомства с работой назвал Иванова «большим мастером».
А вот в России работу приняли сухо. Члены императорской фамилии «не поразились» картиной, хотя напрямую отрицательных комментариев не высказали. Александр II долго расспрашивал автора о полотне. Особенно его внимание привлекла фигура раба. По столице поползли слухи, что император заплатит за работу от силы тысяч 10 вместо обещанных 30.
После известий о реакции двора изменились и оценки официальных ценителей. Академия отнеслась к работе «резко негативно», упрекая автора за «неоправданные надежды и ожидания». Зато восторженно оценили картину молодые художники, в том числе Иван Крамской. Бессмысленные хлопоты, унижения и равнодушие нанесли последний удар. Через месяц Александр Андреевич скончался от холеры. Следом пришло известие от императора: он покупает картину за 15 тысяч и жалует живописцу орден Св. Владимира.
«Явление Христа народу» называют «историей всего человечества» и «книгой судеб», замысел которой до конца не прочитан. Создать идейно и композиционно безупречную работу за несколько месяцев или лет невозможно. На это требуется жизнь.
Читайте наши статьи на Дзен