Елизавета Воронянская: загадочная смерть женщины, прятавшей рукописи Солженицына
Согласно одной из версий, Елизавета Воронянская была прототипом персонажа повести Александра Солженицына «Раковый корпус». Солженицын даже оставил героине ее настоящее имя. Именно Воронянская была хранительницей рукописи «Архипелага ГУЛАГ». Однако в 1973 году КГБ арестовал женщину, после чего Солженицын и решил напечатать свое произведение на Западе.
«Хочу быть вам полезной»
О ранней биографии Елизаветы Денисовны Воронянской почти ничего неизвестно, точно только то, что она познакомилась с писателем Александром Солженицыным уже в преклонном возрасте. Тогда Воронянская работала библиотекарем Северо-Западного геологического управления в Ленинграде и жила в коммунальной квартире на Лиговке, как вспоминала литературовед Елена Чуковская, «в каком-то Достоевском темном доме». Незадолго до выхода на пенсию Елизавета Денисовна прочла опубликованный в СССР рассказ Солженицына «Один день Ивана Денисовича» и отправила автору восторженное письмо, в котором предложила свои услуги: «Очень, очень хочу быть вам полезной».
Такой поступок был в духе Воронянской. Чуковская описывала Елизавету Денисовну как «восторженную, экзальтированную» пожилую женщину, которая была тяжело больна и с трудом передвигалась. Как бы то ни было, Солженицын Воронянской ответил, и в июне 1963 года они впервые встретились в Ленинграде, куда писатель приезжал для работы в Публичной библиотеке. Старушка отлично печатала на машинке, поэтому действительно могла быть полезна прозаику. Спустя 2 года Солженицын, его супруга Наталья Решетовская и Елизавета Воронянская тайно выехали в Эстонию, для того, чтобы последняя перепечатала новый вариант романа «В круге первом». А после Солженицын привез Воронянской и первую версию «Архипелага ГУЛАГ».
Под колпаком КГБ
К тому моменту Александр Солженицын уже давно находился под наблюдением КГБ. Об этом в частности свидетельствует записка главы комитета Юрия Андропова о том, что «действия Солженицына контролируются». Мало того, Рой Медведев, автор многочисленных биографических и исторических книг, утверждает, что в архивах КГБ имеются материалы, в которых приводятся выдержки из бесед Солженицына с приемным сыном, что свидетельствует о прослушивании квартиры, где тогда жил писатель. Понятно, что органы пристально следили и за окружением Солженицына. Несмотря на то, что в некоторых изданиях Елизавету Воронянскую называют «невидимым» помощником литератора, о ее существовании КГБ было известно.
В 1973 году был проведен обыск на квартире знакомой Александра Солженицына геолога Нины Пахтусовой. Среди изъятых материалов были обнаружены и конспекты «Архипелага ГУЛАГ», принадлежавшие перу Елизаветы Воронянской. Поэтому неудивительно, что обыска, а затем и ареста не удалось избежать и ей. Следователи мечтали узнать, где находится полная рукопись «Архипелага». По словам самого Солженицына, место хранения рукописи выдала КГБ именно Воронянская, которую допрашивали без перерыва в течение 5 суток. Впоследствии рукопись нашли на даче знакомого Елизаветы Денисовны. Именно после ареста Воронянской Солженицын и распорядился напечатать «Архипелаг ГУЛАГ» за рубежом.
Смерть «невидимки»
Александр Солженицын писал, что Елизавета Воронянская, вернувшись домой, сразу наложила на себя руки. Однако это утверждение не соответствует истине. Доказательством тому служит содержание записки Юрия Андропова в ЦК КПСС, которая в том числе приведена на страницах книги известного литературоведа Бенедикта Сарнова «Феномен Солженицына». Оказавшись в своей квартире, Воронянская лишь попыталась покончить жизнь самоубийством, но, по сообщению Андропова, первая попытка была предотвращена. Несколько позже, как указано в записке председателя КГБ, Елизавета Денисовна призналась, что на самоубийство ее подтолкнул тот факт, что она дала показания против Солженицына.
После этого инцидента Воронянская была помещена в психиатрическую больницу. Впрочем, по данным историка Александра Островского, пожилую женщину направили для лечения в кардиоревматический диспансер. Как бы то ни было, в больничных стенах Елизавета Денисовна провела всего несколько августовских дней того же 1973 года. Вскоре Воронянскую выписали. Как писал Солженицын, 23 августа в комнате Елизаветы Денисовны был снова произведен обыск, вследствие чего она опять предприняла попытку покончить с собой. На сей раз ей это удалось. Именно самоубийство и стало официальной причиной смерти «тайной помощницы» Солженицына. Но Островский более осторожен в оценках и заявляет, что смерть Воронянской наступила от «механической асфиксии».
Читайте наши статьи на Дзен