Золотая маска, гробница и странный манекен: самые мистические экспонаты Эрмитажа
Считается, что для осмотра более трех миллионов экспонатов Эрмитажа потребуется минимум восемь лет. Среди бесчисленных сокровищ разных эпох можно найти весьма мистические предметы, предназначение или происхождение которых до сих пор не выяснено.
Что с «Павлином»?
Гробница Гомера
В зале Юпитера можно найти и еще одну неразгаданную загадку Эрмитажа – «гробницу Гомера». Она была вывезена то ли с острова Андрос, то ли с острова Хиос в ходе Первой Архипелагской экспедиции графа Орлова-Чесменского. Первым владельцем гробницы стал «заводитель дел необыкновенных» граф Александр Строганов, который писал: «В первую турецкую войну 1770 г. русский офицер Домашнев, командовавший нашим десантом на одном из островов Архипелага, привез этот саркофаг в Россию и подарил его мне. При виде этого памятника, я не мог не воскликнуть: «Не памятник ли это Гомера?» Фраза стала переходить из уст в уста, только, похоже, без вопросительной интонации. Вскоре, авторитет Строганова как коллекционера неимоверно вырос. Еще бы, ведь он обладал предметом, за которым не одно столетие гонялись авантюристы со всего света. Впрочем, «гробница Гомера» — очередная красивая легенда, вроде Атлантиды или золота Трои. Изучив барельефы, ученые с уверенностью заявили, что античная гробница была создана во II веке нашей эры, а это значит, что человек, которому принадлежал саркофаг, разминулся с Гомером лет на девятьсот. Но пока остается неразгаданной другая тайна гробницы: совершенно различная стилистика задней и лицевой стенок саркофага. Каким образом, где и когда эти стенки соединились – непонятно.
Кровожадная богиня
Тайна золотой маски
В собраниях Эрмитажа хранятся всего три посмертные античные маски из золота. Одна из них – маска из гробницы Рескупорида. В 1837 году археологи обнаружили в окрестностях Керчи курган, внутри нашли каменный саркофаг с женским скелетом, который предположительно принадлежал не иначе как царице: все тело усыпано бляшками из золота, на голове – золотой венок, лицо скрыто золотой маской. Вокруг саркофага было найдено большое количество ценных вещей, в том числе серебряное блюдо с выбитым именем царя Рескупорида, правителя Боспорского царства. Ученые предположили, что в саркофаге была погребена его жена, но позже засомневались. До сих пор гипотеза о том, что золотая маска скрывала лицо боспорской царицы, не подтверждена и не опровергнута.
Кланяющийся Петр
Ореолом таинственности окружена так называемая «восковая персона» Петра, над которой потрудились отечественные и европейские мастера после кончины императора. Многие посетители утверждали, что собственными глазами видели, как восковой манекен вставал, кланялся, а затем указывал на дверь, видимо, намекая на то, что гостям «пора и честь знать». В XX столетии в ходе реставрации внутри фигуры были обнаружены шарниры, которые позволяли сажать в кресло и ставить фигуру Петра. Однако, никакого механизма, который бы позволял манекену царя самостоятельно двигаться, обнаружено не было. Кому-то доказательства показались неубедительными, кому-то – не захотелось терять очередную красивую легенду. Как бы то ни было, но и сегодня находится немало тех, кто утверждает, будто со «знакомым смотрителем» оказывался в зале именно в тот момент, когда фигура «оживала».
Неповторимые серьги
В сибирской коллекции Петра I можно найти феодосийские серьги, выполненные в древнегреческой технике зерни. Их главным украшением является микроскопическая многофигурная композиция, иллюстрирующая афинские состязания. Мельчайшую зернь, которой усыпана одна из частей украшения, можно разглядеть разве что с помощью лупы. При сильном увеличении обнаруживаются крошечные зерна, которые соединены по четыре и выстроены в ряды – именно эта отделка и подарила феодосийским серьгам всемирную славу. Лучшие мировые ювелиры пытались создать копии феодосийских украшений, но задача оказалась невыполнимой. Ни способ пайки, ни состав припоя, которым пользовались мастера древности, выяснить не удалось.