Какой закон имама Шамиля испугал кавказских мужчин
Как известно, предводитель кавказских горцев Шамиль в 1834 году был провозглашен главой Северо-Кавказского имамата. В период правления Шамиля государство получило наибольшее развитие, в том числе благодаря проведенным реформам, одной из которых было право женщин выбирать себе мужей.
«Брачные» реформы
Эти реформы касались брачных отношений, которые Шамиль считал основой любого общества. Как пишет в своей книге «Имам Шамиль» Шапи Казиев, именно Шамиль закрепил размер калыма: «20 рублей за девушку, 10 рублей за вдову». Сумму по договоренности можно было уменьшить, а вот увеличение выкупа влекло за собой штрафные санкции. Несмотря на то, что нововведение могло повлечь за собой увеличение количества разводов, реформа все же принесла положительные результаты.
Мало того, если верить Х. Рамазанову, Ю. Дадаеву и В. Гаджиеву, авторам сборника документов «Народно-освободительная борьба Дагестана и Чечни под руководством Имама Шамиля», достигнув зрелости, юноши и девушки, согласно указу имама Шамиля, обязаны были вступить в брак. В противном случае молодым людям грозило тюремное заключение или штраф за каждый день холостой жизни. Подобные законы были обусловлены взглядами Шамиля, который считал, что настоящий воин должен иметь семью, тогда ему будет кого защищать. Также имам был уверен в том, что отсутствие жены и детей способствует отклонению воина от истинного пути. Именно поэтому забивание камнями считалось вполне адекватным наказанием для прелюбодеев.
Согласно выбору женщины
По словам Владимира Дегоева, автора издания «Имам Шамиль: пророк, властитель, воин», централизация государственного управления требовала статистического учета людских ресурсов, необходимых для пополнения армии. С этой целью в имамате велась перепись населения. Благодаря переписи и выяснилось, что женское население в государстве преобладает над мужским, а детей рождается все меньше. Горцы погибали на войне, а их жены, сделавшись вдовами, оставались в одиночестве, даже несмотря на все еще детородный возраст. Поэтому имам Шамиль и издал указ, согласно которому вдовы и одинокие женщины получили право выбирать мужа по собственному усмотрению.
Как пишет Расул Магомедов в издании «История Дагестана: очерки и документы», Шамиль велел наибам через определенные промежутки времени организовывать в селениях собрания вдов и незамужних женщин. На таких собраниях одинокие женщины должны были называть имена мужчин, женами которых они бы хотели стать. Каждый названный мужчина вне зависимости от того, был ли он к тому моменту уже женат или нет, был обязан жениться на той женщине, которая остановила на нем свой выбор. Военный историк Семен Эсадзе утверждал, что нередко женщины стеснялись назвать имя желанного мужчины, но Шамиль оставался непреклонен, и даже самые робкие, хоть и тихо, но произносили заветное имя.
Недовольство мужчин
По утверждению Хаджи Мурада Доного, автора издания «Победит тот, кто владеет Кавказом», подавляющее большинство мужчин имамата были крайне недовольны таким положением дел и высказывались против принудительной женитьбы. Вот только Шамиль не обращал никакого внимания на протесты со стороны мужского населения. Дело в том, что имам прекрасно знал, что не только горцы, но и представители более цивилизованных народов мужского пола тоже принуждают к браку девушек, которые, впрочем, не питают никаких чувств к так называемому жениху. Тем не менее женщина обязана жить в нелюбимым супругом. Теперь благодаря Шамилю в их шкуре оказались и мужчины.
Однако подобные меры, предпринятые Шамилем, вовсе не преследовали цель отомстить мужчинам. Указы были направлены исключительно на улучшение демографической ситуации в стране, а также на решение экономических и прочих проблем. Стоит отметить, что имам и сам женился на вдове. Если верить Алексею Заичкину и Ивану Почкаеву, авторам книги «Русская история: от Екатерины до Александра II», в 1836 году Шамиль взял в жены вдову бывшего имама Гамзат-бека. По словам Заичкина и Почкаева, Шамиль пошел на этот шаг ради приобретения большего влияния среди населения. В конце того же года он достиг желаемого: все свободные дагестанские горные общества от Чечни до Аварии признали его власть.
Читайте наши статьи на Дзен