«Армагеддон» 1457 года до н.э.: чем кончилась первая битва в истории человечества
Согласно библейскому пророчеству, перед концом света случится грандиозная битва Армагеддон. Это слово происходит от «хар Мегиддо» (гора Мегиддо) – так называется местность на севере Израиля. По удивительному совпадению, в этих же местах произошла первая первая задокументированная битва в человеческой истории, сведения о которой сохранили стены одного из египетских храмов.
Триумф Тутмоса III
Цивилизация Древнего Египта впитала в себя наследие так называемой «неолитической революции» на Ближнем Востоке. История Египта знала периоды и упадка, и экспансии, когда фараоны совершали завоевательные походы в Нубию, Ливию и страны Леванта.
Одним из самых выдающихся египетских полководцев был Тутмос III, фараон XVIII династии периода Нового Царства, правивший в 1472-1441 гг. до н.э. К этому времени Сирия уже в течение полувека была покорена Египтом, но правители местных городов-государств решили отстраниться от Нильской державы. Сирийцы объединились под властью царя города Кадеша-на-Оронте. Пока Тутмос III, решивший покорить мятежников, пробирался с армией через пустыни Ханаана, царь Кадеша совершил бросок на юг и встал лагерем у города Мегиддо. Именно здесь произошла битва между египтянами и сирийцами. Она примечательна подробным описанием боевых действий – более ранних текстов подобного содержания в истории не существует. О битве повествуют «Анналы Тутмоса III» – летопись, составленная придворным писцом Танини, которая была выбита на стене храма Амона-Ра в Карнаке. Кроме всего прочего, это первый известный случай, когда египетский фараон воевал за пределами долины Нила.
Собрав военный совет в местечке Ихем, Тутмос III предложил своим военачальникам один из трёх путей наступления на Мегиддо. В итоге он выбрал кратчайшую дорогу через узкое ущелье. Сам Тутмос находился в арьергарде войска. Таким манёвром фараону удалось отрезать войско Кадеша от города Мегиддо, где на встречу с ним явилась сотня князей союзных сирийских городов. Переждав ночь под стенами крепости, 29 апреля 1457 года до н.э. Тутмос напал на царя Кадеша, чья армия стояла к юго-западу от Мегиддо.
Войско египтян имело растянутые фланги, чтобы не позволить сирийцам прорваться к Мегиддо. На руку атакующим было и то, что они наступали со склона холма, а обороняющиеся находились в низине. Полководцы Кадеша попытались растянуть один из флангов, чтобы получить подкрепление из крепости. Но центральная группировка египтян ударила по сирийцам и разорвала их «цепь». В результате мятежники совсем пали духом.
«Стал одолевать их Его величество во главе своего войска, и, когда они увидели, что Его величество одолевает их, – побежали они в беспорядке к Мегиддо с устрашёнными лицами, – повествует древнеегипетский писец. – Они бросили своих лошадей и свои колесницы из золота и серебра. Их силачи лежали распростёртыми, подобно рыбам на берегу пруда, а могучее войско Его величества считало их имущество» (цитируется по книге Артура Вейгалла «Великие правители Древнего Египта»).
Фактически сирийцы сбежали с поля боя – египтяне убили лишь 83 бойца, и взяли в плен около 340 человек.
Некоторые сирийцы укрылись на другом берегу реки Кишон. Другие же прорвались к стенам Мегиддо, и защитники города втащили их наверх, сделав «канаты» из связанных одежд. Тутмос III, обращаясь к своим воинам, сравнил взятие Мегиддо по важности со «взятием тысячи городов». Но до штурма дело не дошло – после недельной осады сирийские князья «приползли на своих животах, чтобы нюхать землю пред силой Его величества». Тутмос великодушно сохранил им жизнь. Однако власть фараона над вассалами была укреплена институтом заложников – каждый из князей обязался прислать в Египет сына на обучение. Тутмос завладел имуществом и гаремом царя Кадеша (ему самому, как полагают историки, удалось уйти живым). Египтянам досталась обильная добыча – 924 колесницы, 2238 коней, тысячи голов скота и зерно нового урожая. Таким образом, первая битва при Мегиддо имела важнейшее политическое значение. Она привела к полному покорению Ханаана и Сирии Египтом.
Прообраз Армагеддона
Вероятно, события битвы при Мегиддо были известны предкам евреев. Тесная связь египетских владений фараона с Передней Азией, возможно, объясняет переселение Иакова с его сыновьями в Египет. Существует близость в датировке смерти Иакова в 1505 году до н.э. (согласно иудейской традиции), с некоторыми научными датировками битвы при Мегиддо – 1502 или 1504 год до н.э. В то же время это сражение по своим масштабам не могло служить прообразом будущего Армагеддона.
Гораздо больше израильтян впечатлила другая битва при Мегиддо – разгром армии иудейского царя Иосии фараоном Нехо II в 609 году до н.э. Сражение произошло на стратегической дороге из Египта в Месопотамию. В битве погиб благочестивый царь Иосия, чьё правление, согласно Библии, резко выделялось на фоне греховности других иудейских царей.
По мнению египтолога Ивана Ладынина, после этого события иудейские идеологи стали воспринимать Египет как непреодолимую силу, за которой стоял то ли сам Бог, то ли его исконный противник.
«С этим, по-видимому, связано представление о том, что именно у «Армагеддона», т.е. «места при Мегиддо», силы зла соберутся в конце времён на последнюю битву с божьей ратью», – предполагает Ладынин.
Особую важность для первых христиан пророчества об Армагеддоне, присутствующего в «Откровении Иоанна Богослова», можно объяснить не только реалиями Ветхого Завета. Жители Палестины прекрасно знали, что Мегиддо находится всего в 20 километрах от Назарета – города, где прошли детство и юность Иисуса Христа.
Отметим, что на сегодняшний день история человечества знает ещё одну битву при Мегиддо, которая повлияла на судьбы миллионов людей. 19 сентября 1918 года англичане под командованием фельдмаршала Эдмунда Алленби разгромили здесь войска Османской империи на Палестинском фронте. Любопытно, что в этом сражении, как и во времена Тутмоса III, ключевую роль играла кавалерия – это было её последнее массированное применение в бою. Победа при Мегиддо подчинила Палестину британскому мандату, что явилось шагом к восстановлению государства Израиль.
Читайте наши статьи на Дзен