Политическая хитрость: зачем княгиня Ольга приняла христианство
Если не учитывать Аскольда и Дира, существование которых ставится большинством историков под сомнение, то княгиня Ольга была самым первым крещеным правителем Руси. Но крестилась она не без выгоды.
Баснословный рассказ летописи
О крещении Ольги в Константинополе сообщает древнерусская «Повесть временных лет». Причём называет её крестным отцом самого императора Константина VII Багрянородного.
Согласно сообщению летописи, в 955 году Ольга посетила Константинополь, как мы бы сейчас сказали, с официальным визитом. Император много с нею беседовал, был восхищён её умом и красотой и сделал ей предложение. На что Ольга ответила, что ведь, согласно греческим же обычаям, не подобает христианам жениться на языческих женщинах. И предложила её окрестить.
Обряд крещения совершил лично патриарх Феофилакт, а восприемником от купели был Константин. Ольга в крещении стала Еленою. После обряда император повторил своё предложение руки и сердца. Тогда Ольга-Елена ему напомнила, что нельзя крестным родителям сочетаться браком со своими крестными детьми. Тут-то Константин понял, как его провела Ольга.
Свидетельство византийского императора
Забавно читать вымысел позднейшего летописца, по которому только что окрещённая русская княгиня предстаёт лучшим знатоком канонического церковного права, чем государь православной империи, да к тому же написавший трактат «О церемониях» в Византии. Не менее смешно сватовство женатого Константина к вдовствующей княгине русов, которой на тот момент, согласно той же летописи, было 62 года от роду.
За разъяснением обстоятельств желательно обратиться к свидетельству того же Константина. Он описывает визит Ольги в книге «О церемониях». По называемым им точным календарным датам это событие произошло не в 955, а в 957 году. Император, столь педантичный в изложении придворных обрядов, ничего не говорит о крещении Ольги. А ведь принятие христианства правителем соседней «варварской» страны всегда было огромным событием в политике Византии. С этого момента такая страна считалась приобщённой к кругу цивилизованных государств в качестве вассала Византийской империи.
Если бы такое событие состоялось при Константине, да ещё с его участием, тогда он непременно упомянул бы его. Но он говорит только о приёме, торжествах по этому случаю. Он также сообщает, что в свите Ольги находился священник по имени Григорий, не раскрывая, однако, его происхождения. Немаловажно, что Константин везде называет Ольгу её языческим именем и ни разу не упоминает её христианского имени Елена.
Очевидный вывод из этого свидетельства – к моменту визита в Константинополь в 957 году Ольга ещё не была крещена.
Просьба Ольги к немецким католикам
В 959 году «королева ругов» Елена, как она названа в немецкой «Хронике продолжателя Регинона», обратилась к германскому императору Оттону I с просьбой прислать на Русь прелата и клириков для наставления в христианской вере и устройства церковных дел. В 961 году епископ Магдебурга Адальберт прибыл в Киев с большой свитой и начал организовывать Русскую церковь. Однако что-то у него не заладилось, так как уже в следующем году ему пришлось бежать назад в Германию вместе со своими помощниками.
Причины конфликта можно предполагать всякие. Это могла быть и реакция населения, языческого в своей массе, на германские методы насаждения христианства. Могло быть и так, что в окружении Ольги взяли верх сторонники ориентации на Константинополь. Но несомненен факт, что за учителями веры всего через два года после визита в Константинополь Ольга обратилась не к православной церкви, а к католической. Правда, раскол христианства в то время ещё не был оформлен окончательно.
Крещение в Киеве в 957-958 гг.
«Хроника продолжателя Регинона» и более поздние византийские источники говорят о крещении Ольги именно в Константинополе при Константине VII. Вероятно, установилась некая традиция, в соответствии с которой было выгодно считать, что русская княгиня приняла христианство именно там и тогда.
Понятно, почему немецкий хронист (предполагают, что им был сам Адальберт) предпочитал утверждать, что Ольга крестилась в Константинополе у императора. Вырвать у православной церкви на сторону католической правителя огромной страны казалось почётно. Не менее понятно, что в 11 веке, уже после крещения князя Владимира, византийским историкам также хотелось считать, будто Ольга приняла христианство из рук басилевса. Ведь таким образом насаждалась идея о давней ориентации Руси на Византию и изначальной зависимости Русской церкви от Константинопольской.
Но, учитывая свидетельства современных событию источников, Ольга, скорее всего, была крещена в промежутке между октябрём 957 года, когда она покинула Константинополь, ещё будучи язычницей, и 959 годом, когда она уже как христианка Елена обратилась к германскому императору.
Вероятнее всего, крещение произошло в Киеве, где и прежде имелись общины христиан. К крещению мог быть причастен клирик Григорий, который был с Ольгой в Константинополе. Учитывая просьбу Ольги-Елены к Оттону I, русская княгиня считала себя связанной с православной церковью не сильнее, чем с католической. Вернее, она ещё не выбрала тогда, на какой церковно-политический центр тогдашнего мира ей лучше ориентироваться.
Читайте наши статьи на Дзен