Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2021-11-03 13:27:01
Фаина Шатрова

Зачем Александр Невский переписывался с Папой Римским

Александра Невского традиционно представляют поборником православия. Но сохранились свидетельства его «переписки» с главой католической церкви Иннокентием IV. Историкам не составило большого труда разобраться, кто отправил первое послание, с какой целью и чем закончился диалог.

Яблоко от яблони

Несколько обращений Иннокентия IV и ответы Александра Невского сложно назвать перепиской. История сохранила всего три документа, подтверждающих контакты между русским князем и понтификом. Суть обращений папы излагается в его буллах. Слова Александра Невского цитируются в его Житии.
Первое послание понтифик отправил русскому князю в конце января 1248 года. Как пишет в статье «Два неудобных факта из биографии А. Невского» А. Горский, папа предлагал князю «присоединиться к католической церкви» по примеру его отца – Ярослава Всеволодовича. Тот приезжал в Каракорум в качестве признанного Батыем «старейшего» из русских князей. Со слов папского посла при монгольском дворе Плано Карпини, Ярослав якобы изъявил желание перейти в католичество. По крайней мере, именно такие итоги встречи передал посол папе. Существует версия, что Ярослав даже крестился по римскому обряду.

С начала 1248 года (или даже с конца 1247) Александра в Новгороде не было. Он уехал вслед за братом Андреем в Орду. Предположительно послы отыскали братьев Ярославичей где-то в монгольских степях летом 1248 года. Тогда и передали первое послание. Александр к тому времени еще не доехал до Каракорума и не знал, какие условия предложат ему монголы.

Пока папские послы рассыпались в хвалебных речах в адрес Александра, он, вероятно, вспоминал обстоятельства скоропостижной кончины отца. Именно в ту злополучную поездку в сентябре 1246 года, когда отец якобы отрекся от православия, Ярослава отравили в Орде по поручению Дорегене — вдовы монгольского хана Угэдэя. Следом она потребовала Александра явиться, но тот наотрез отказался. Весть о том, что Ярослав принял католичество, но скончался, а новый князь не желает вступать в переговоры с Ордой дали папе надежду и мотивировали направить Невскому первое послание.

Учения от вас не примем!

Дословный ответ благоверного князя на первое письмо Папы неизвестен. Княжеские слова дошли до понтифика в пересказе архиепископа Прусского. То ли информатор выдал желаемое за действительное, то ли адресат услышал то, на что рассчитывал, но Папа посчитал, что Александр последует наставлениям и по примеру своего уважаемого родителя переменит веру. А за это получит поддержу тевтонских рыцарей в противостоянии монголам.

По мнению историков, Александр Невский из-за неопределенности ситуации вполне мог дать «нейтрально-дружественный ответ» на первое обращение папы. И в качестве благосклонности даже согласиться на «уступку» – возвести во Пскове церковь для приезжающих иноземцев-католиков. Такие выводы следуют из второго послания Иннокентия IV, который пишет о «рвении князя приобщиться к единой главе церкви» и «предложении воздвигнуть во Пскове храм для латинян».

Второе послание папы датировано 15 сентября 1248 года, но князь получил буллу только в начале 1250. Для себя он уже принял решение отказать Риму, но внимательно выслушал слова о «рвении», а затем дал категоричный ответ – «Учения от вас не примем!». После этого «переписка» между Папой и Александром Невским не возобновлялась.

Живой пример

По оценке А. Горского, Александр Ярославович принял решение разорвать контакты с главой католической церкви из-за «осознания бесперспективности сближения с Римом». Князь понял, что рассчитывать на помощь Папы в противостоянии Орде нельзя. Ведь к 1250 году он уже знал, чем закончилось предложение Рима для галицкого князя Даниила Романовича.

С середины 40-х годов XIII века Иннокентий IV искал среди влиятельнейших князей того, кто согласится на распространение католичества на Руси и перейдет под покровительство Рима. Это дало бы папе «хороший заслон» от татарского вторжения в Европу. Такое согласие он получил от Даниила Романовича, пообещав ему не посягать на православный обряд проведения церковных служб и оказать реальную помощь в противостоянии Орде. Взамен потребовал полного подчинения власти Рима с возможностью назначения католических священников.

Галицкий князь согласился на предложение Папы – получил от него официальные права на земли, в том числе на Галич, за который многие годы воевал с венграми. Понтифик запретил рыцарям селиться на подвластных князю территориях. Вот только главного – реальной помощи против Батыя – Даниил Романович так и не дождался. Поэтому когда в 1249 году Папа предложил ему короноваться по католическому обряду, категорически отказался.

Из двух зол

Александр Невский был свидетелем событий, развивавшихся на Галицкой земле, и прекрасно понимал, что военной помощи от Папы не получит. Во время двухлетнего путешествия по монгольским степям он четко осознал: вряд ли найдется сила, способная на данный момент противостоять Орде.
По мнению А. Горского, роль в отказе Риму сыграли и другие факторы. Во-первых, общая настороженность Невского к католичеству и личный опыт, когда 20-летнему Александру Ярославичу пришлось противостоять на Новгородской земле немецким крестоносцам. Во-вторых, недавние завоевания шведского правителя ярла Биргера, который с благословения Папы претендовал на земли, исконно принадлежавшие Новгороду.

Из двух зол – Рим или Орда – Невский выбрал меньшее. Как пишет А. Горский, монголы не претендовали на непосредственный захват русских земель. Их вполне удовлетворяло признание вассалитета и исправная выплата дани. Но главное – они не вынуждали русских князей отрекаться от православной веры. А именно отказ от веры предков был главным условием Рима. Пойти на подобный шаг благоверному князю казалось немыслимым.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: