Портреты Петра I: почему они не отражают реальный облик царя
На парсунах, картинах и в скульптуре Петр Великий выглядит красавцем-гигантом. Но на самом деле все портреты царя далеки от реальности — на всех картинах он совсем не такой, каким был в жизни. Почему живописцы старались приукрасить облик императора?
Петр I реальный и картинный
И.Э. Грабарь в книге «Валентин Александрович Серов» описывает работу художника над серией картин, посвященных государю. Он досконально изучил всю имеющуюся информацию о Петре I и понял, что тот был высоким, но очень худым, с тонкими руками и ногами, а также несоразмерно маленькой головой по отношению к туловищу. Кроме того, из-за нервного тика его лицо постоянно было обезображено гримасами, что немало пугало придворных и, тем более, иностранцев. Дополняют облик сведения о неприхотливости Петра Алексеевича, который не стеснялся своих грязных ногтей и непричесанных волос под париком.
Доподлинно известно, что Петр Алексеевич был огромного роста, выше 2 метров, но при этом носил лишь 39-й размер обуви и 48-й размер одежды. Писатель Сен-Симон в своих «Мемуарах» описывал русского государя человеком худощавым, с высоким лбом и красивыми бровями, толстым носом и губами, величественным взглядом, который пустел после приступа неконтролируемых судорог.
Наиболее известный и, по мнению историков, приближенный к реальности портрет создан немецким художником Готфридом Кнеллером, изобразившим молодого Петра. Позировавший в Кенсингтонском дворце, государь вышел на картине высоким, непропорциональным, но с отличающимся живостью и любопытством взглядом. Эта работа была впоследствии подарена английскому королю и до сих пор украшает один из музеев Великобритании.
А вот горячо любимые Петром Алексеевичем голландцы русского правителя приукрашивали. Так, на хранящемся в Государственном Эрмитаже портрете кисти Питера ван дер Верффа ему немало добавили объёма в плечах и груди. Многие полагают, что тем самым живописец сделал лишь хуже, так как его маленькие кисти и стопы стали выглядеть еще более несуразными.
Портрет петровского времени
Этот термин родился в годы правления Петра Великого, охарактеризовав собой новый жанр светского портретного искусства. При создании картин стали пробовать нестандартные для русских живописцев приемы композиций, стилистические и колористические решения. Парадный портрет априори предполагал изображение монарха в роли героя, победителя, одновременно мудрого, элегантного и сильного.
Отчасти эти отличительные особенности привнес в искусство собственным примером сам Петр Алексеевич. Стремясь проявить себя отважным военачальником, он одновременно познавал разнообразные науки, не забывал о своих подданных и «политес» в обращении с дамами, — объясняет Евангулова О.С. в работе «Портрет петровского времени и проблема сходства». Поэтому, к примеру, на полотне французского художника Жана-Марка Натье Пётр I облачен в рыцарские доспехи, в которых он выглядит чересчур идеализировано и театрально.
Немало портретов государя были написано и после его смерти, для чего нередко пользовались видом его посмертной маски. Ее снял легендарный скульптор Растрелли в присутствии сподвижников Петра Алексеевича и его дочери Екатерины I. Однако даже она, отлитая из бронзы, искусно подчеркивала величество своего хозяина. Растрелли сгладил все недостатки, придал лицу мягкость и спокойствие, хотя правителя перед смертью мучали сильнейшие боли предположительно из-за камней в почках или почечной недостаточности.
В работах Серова Петр I стремительно и властно шагает по строящемуся Петербургу, а лица спешащих за ним придворных даже не прорисованы, чтобы не отвлекать от главного героя. На посмертной маске Растрелли черты его лица идеализированы, каковыми никогда не были при жизни, показывая внутреннюю, а не внешнюю красоту этого человека.
Все художественные приемы, применявшиеся живописцами и скульпторами, не были лицемерием и подхалимством. Тем самым они старались подчеркнуть значение Петра Великого в истории – одного человека, кардинально изменившего судьбу огромного государства.
Читайте наши статьи на Дзен