Мощи Ярослава Мудрого: как они могли оказаться у американцев
2021-11-21 18:38:29
Ярослав Бутаков

За что Иван Великий сжёг в клетке своего министра иностранных дел

27 декабря 1504 года на льду Москвы-реки были сожжены в клетках несколько высокопоставленных дворян, в их числе – дьяк Посольского приказа, опытный дипломат великого князя Ивана III Иван Курицын. Это была первая в России массовая казнь еретиков.

Братья Курицыны

Братья Фёдор и Иван Васильевичи Курицыны служили великому князю по дипломатической линии. Боярский род Курицыных происходил от Ратши, дружинника Александра Невского. Старший из двух братьев, Фёдор, был фактическим руководителем внешней политики Ивана III в 1480-1490-х гг. Он возглавлял посольства в Венгрию и Молдавию, московскую делегацию на переговорах с Литвой. На последних был заключён выгодный для Москвы мир и было решено совершить брачный союз между великим князем литовским Александром и дочерью Ивана III Еленой. После 1500 года имя Фёдора Курицына не упоминается, очевидно, в связи с его кончиной.

Младший брат Иван Курицын с 1492 года участвовал в московских посольствах к германскому императору, к литовскому великому князю и в переговорах с Ганзой. Он не стал фактическим преемником своего старшего брата на посту руководителя внешней политики, но его роль в Посольском приказе была значительной.
Оба брата были образованными по своему времени людьми, совершенно не чуждавшимися европейской культуры и даже восхищавшимися ею. Фёдор Курицын занимался литературным творчеством. Его перу принадлежит политико-нравоучительное сочинение «Сказание о Дракуле воеводе», основная мысль которого: нельзя добиться благих целей жестокими средствами. Произведения Ивана Курицына, если и были, то не дошли до нас. Иван занимался переписыванием памятников канонического права – Мерила Праведного и Кормчей книги. Предполагается, что этот труд сыграл некоторую роль в составлении Судебника 1497 года.

Во что верили «еретики»?

Фёдор и Иван Курицыны принадлежали к религиозному течению, которое у современников получило название «жидовствующих».

Очень многое в истории этого движения остаётся тёмным и загадочным. Религиозные сочинения самих «еретиков» до нас не дошли. Их высказывания, как и взгляды, известны нам только в передаче их лютых противников. Им приписывалось отрицание Христа, надругательство над святыми иконами, непочитание воскресного дня и, наоборот, почитание субботы, хула на Господа Бога, на Святую Троицу, отрицание будущего воскресения мёртвых и т.д. Но это обычный набор «еретических» преступлений, который почти всегда и почти в любой христианской стране Средневековья приписывался еретикам. Из него нельзя установить особенностей вероучения «жидовствующих».

Более конкретное указание может содержаться именно в отождествлении их веры с иудейской, хотя это тоже сделали их противники. Можно предполагать, что «еретики» изучали Священное Писание и сверяли его с догматами Православной церкви. Они пришли к выводу, что догмат о Святой Троице не следует из слов Библии. Видимо, они верили в единого, нераздельного Бога, что и позволяло противникам отождествить их веру с иудейской. Почитание субботы также основано на букве Ветхого Завета, а из Нового не следует, что нужно почитать день воскресный вместо субботы. Так что, возможно, и в этом отношении учение еретиков сближалось с иудейским. Противник ереси преподобный Иосиф Волоцкий приписывал «ересиарху» митрополиту Зосиме отрицание загробной жизни, второго пришествия Иисуса Христа и воскресения мёртвых. Что из этого правда, что наговор – судить сейчас сложно.

«Заговор против православия»

«Еретики» не занимались широкой проповедью, а путём бесед вовлекали людей из своего круга, то есть представителей правящей светской и церковной элиты. Именно этот «кружковый» характер ереси заставил её противников видеть в ней зловещий заговор, направленный на замену православия иудаизмом. Эта версия до сих пор поддерживается кое-кем из историков.

Основателем секты её противники называли некоего еврея Захарию Скару, который посетил Новгород накануне его завоевания великим князем московским в 1470 году и посеял семена ереси, которая дальше уже развивалась самостоятельно. Некоторые историки считают эту личность легендарной. Другие отождествляют его с Захарией Скарой, который в 1483 году просился на службу к Ивану III, и сам великий князь приглашал его приехать в Москву. Как бы то ни было, основание секты приезжим евреем, действительное или мнимое, позволяло её противникам обвинять еретиков в измене православию ради иудаизма.

Терпимость великого князя

Как отмечено, члены секты занимали высокие посты, верно, усердно и умело служили Ивану III в созидании Великой России. У великого князя просто не возникало оснований для преследования этих людей. Неохотно уступая настояниям фанатичного духовенства (прежде всего, того же Иосифа Волоцкого, а также новгородского архиепископа Геннадия), Иван III согласился в 1490 году созвать первый церковный Собор по поводу еретиков. Но, по настоянию великого князя, Собор воздержался от наложения жестоких наказаний. Митрополит Зосима, которого тоже обвиняли в ереси, добровольно подал в отставку и ушёл в монастырь, дабы не создавать соблазна.

Иван Великий был человеком довольно широких взглядов. Ему служили и итальянцы («латиняне»), а за границей – и евреи. Он совсем не был догматиком в вопросах религии и однозначно был против жестоких наказаний за инакомыслие в отдельных религиозных вопросах.

Противники ереси тоже обладали широким кругозором. Иосиф Волоцкий призывал сжечь еретиков по примеру испанского короля, устроившего массовое аутодафе в 1492 году и «тако очистивши своё государство».

Борьба за престолонаследие и за церковные земли

Источники жестокой расправы над «еретиками» следует искать в борьбе за престолонаследие.
В 1498 году Иван III венчал своим наследником своего внука – сына своего умершего сына от первой жены Ивана – Дмитрия. Однако довольно скоро он переменил мнение («Кому хочу, тому и дам государство», заявил он по этому поводу) и подверг опале Дмитрия, а наследником стал выдвигать своего сына от второй жены – гречанки Софьи – Василия.

Так получилось, что в окружении вдовы Ивана Ивановича, матери Дмитрия, молдавской принцессы Елены оказались интеллектуалы, «еретики», «жидовствующие». Софья, выдвигая наследником своего сына, оперлась на фанатичные церковные круги. Иван III поэтому в итоге взял их сторону.

Кроме того, у Ивана III, которому не удалось на Соборе 1503 года провести секуляризацию церковных и монастырских земель, была надежда, что, уступив в вопросе о репрессиях против «ереси», он потом сумеет легче добиться своей цели.

На втором Соборе против еретиков в 1504 году, присудившем жестокие казни заподозренным интеллектуалам из кружка Елены и Дмитрия, председательствовал уже не Иван Великий, а его сын и наследник Василий. Как полагают, дело было не только в старческой немощи великого князя (он через год умер), а в том, что Василий уже реально отстранил отца от власти.

«Еретики» были сожжены, но никаких ответных уступок от духовенства Иван III уже не добился.

Читайте наши статьи на Дзен

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: