Разборки в Орде: зачем монгольские ханы устраивали «гладиаторские бои» русских князей
Политика Золотой Орды за все время ее существования была тесно связана с ситуацией, складывавшейся на Руси. Монгольские ханы умело использовали междоусобицы князей из династии Рюриковичей, увеличивая влияние и богатство Улуса Джучи. А русские правители порой буквально убивали друг друга на глазах у ордынской знати.
Вражда и политика
Вообще, междоусобная борьба характерна для многих государств эпохи Средневековья. Не избежала ее и Русь. Еще до нашествия монгольских завоевателей представители династии Рюриковичей люто враждовали, попутно грабя и разоряя соседние города. Этот факт известный писатель Юрий Мизун отметил в книге «Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества» (М., 2005 г.).
Автор признал, что сразу после прихода воинственных завоевателей потомки Рюрика слегка поумерили свои властные амбиции, но уже через 20-30 лет «поняли, что руки у них развязаны, и сцепились хуже прежнего». Тем более, что монголы даже подогревали вражду между князьями, ведь завоевателям была выгодна разобщенность Руси: сильный противник никому не нужен.
Одним из действенных инструментов политики завоевателей были ярлыки на княжение. Речь идет об официальных документах, подтверждающих властные полномочия. Правитель Улуса Джучи выдавал ярлыки тем из Рюриковичей, которые сумели убедить его в своей лояльности.
Доктор исторических наук Владимир Волков в книге «Войны и дружины Древней Руси» (М., 2016 г.) написал, что всем князьям приходилось регулярно ездить в ставку хана и «в знак покорности выполнить монгольские обрядовые ритуалы». Оказавшийся сделать это Михаил Всеволодович Черниговский был казнен в 1246 г. за неуважение к монгольским обычаям.
Клевета и смерть
Известный историк Вильям Похлебкин в своей книге «Татары и Русь» (М., 2000 г.) написал, что с 1242 по 1430 гг. Рюриковичи регулярно посещали столицу Улуса Джучи. Эти поездки со временем превратились в особую повинность для представителей русской знати.
«Всего за 188 лет князья 70 раз приезжали в Орду, причем одни чаще, другие реже. Практически русские князья ездили в Орду каждые два с половиной года (в среднем)», – подсчитал В. В. Похлебкин.
По данным исследователей, как минимум, 11 Рюриковичей погибли во время визитов в столицу правителя Улуса Джучи и еще один – Ярослав Всеволодович Владимирский – предположительно был отравлен в 1246 г. после встречи с великим ханом Гуюком, ставка которого находилась в Каракоруме. При этом большинство представителей династии Рюриковичей пали жертвами интриг и козней со стороны родственников, с которыми вели непримиримую борьбу за власть.
Об одном из князей, не вернувшихся домой после поездки в ордынскую столицу, кандидат филологических наук Екатерина Андреева рассказала в статье «Роман Ольгович Рязанский – защитник православной веры (по древнерусским источникам)», которая вышла в «Вестнике славянских культур» (No 3, 2014 г.). Согласно древнерусским летописям, этот князь «оклеветанъ бысть во ОрдЬ», и его жестоко казнили в 1270 г.
«Причиной смерти русских князей в ханской ставке, прежде всего, стала политика татар, направленная на истребление неугодных им князей, стремящихся к объединению русских земель. Поэтому ордынцы разжигали и всячески поддерживали вражду удельных князей между собой», – написала Е. А. Андреева.
Впрочем, Роман Ольгович, возможно, навлек на себя гнев монголов и тем, что крайне негативно отзывался об их вере. Как гласит древнерусская агиографическая литература, князь открыто характеризовал религию завоевателей такими словами как «бЪсовьскиа», «сквернавыя», «богомерская», «поганыя» и «гнусныя». Это могло вывести из себя даже веротерпимых монголов.
Братья и враги
Автор книги «Долетописная Русь. Русь доордынская. Русь и Золотая Орда» (М., 2006 г.) Юрий Федосеев считает, что монгольские ханы сознательно не допускали усиления и возвышения какого-то одного князя. Стоило тому или иному Рюриковичу увеличить свой авторитет и влияние, как тут же находился его противник, которому правитель Улуса Джучи выделял немалую рать для борьбы с «возгордившимся» князем. Тем более, что в претендентах на власть недостатка не было.
Период с 1272 по 1304 гг. Ю. Г. Федосеев называет несчастным для Руси. Ведь именно в это время князь Василий Ярославич Владимирский и двое сыновей Александра Невского (Дмитрий и Андрей), в борьбе за власть привели с собой «не менее четырнадцати татарских ратей, которые принесли русскому народу неисчислимые бедствия…».
Жертвами междоусобиц становились простые жители княжеств Южной и Северо-Восточной Руси. Разумеется, монголы часто использовали вражду между Рюриковичами как предлог для грабительских набегов, но факт остается фактом: именно русские князья просили у завоевателей военной помощи в борьбе за власть. Обычно они обвиняли своих противников в утаивании дани и неуважительном отношении к правителю Золотой Орды, со своей стороны заверяя монгольского хана в вечной преданности и подкрепляя свои слова щедрыми подарками.
Поездка в ханскую ставку представляла опасность не только для претендентов на великое княжение. Так, одной из жертв междоусобной борьбы стал Василий Константинович Рязанский, который был убит в 1308 г. Как полагают некоторые историки, случилось это не без участия пронских князей Ивана и Михаила Ярославичей, претендовавших на его наследственный удел. Примечательно, что в том же году рязанская земля подверглась очередному разорению. Вероятно, в наказание за какие-то действия Василия Константиновича, в которых его обвинили противники.
Михаил Ярославич
Пожалуй, самое драматичное противостояние за первенство на Руси, свидетелями которому стали монгольские ханы, развернулось между тверскими и московскими князьями. И поскольку именно Белокаменная сейчас является столицей нашего государства, несложно догадаться, кто одержал верх в этой борьбе. Ход противостояния доктор исторических наук Леонид Беляев описал в книге «Московская Русь: от Средневековья к Новому времени» (М., 2005 г.).
В 1304 г. ярлык на великое княжение получил Михаил Ярославич Тверской. Но его соперник – Юрий Данилович Московский – отправился в столицу Золотой Орды. Он сумел добиться милости хана Узбека, а главное, породнился с ним, взяв в жены его сестру Кончаку, которая в крещении получила имя Агафья. Вместе с ратью влиятельного ордынского военачальника Кавгадыя московский князь вернулся на Русь, чтобы бросить вызов Михаилу Ярославичу, но был разбит в 1318 г. в сражении у села Бортенева. Кончака-Агафья попала в плен к победителю и вскоре умерла.
Юрий Данилович отправился к влиятельному родственнику и обвинил тверского князя в отравлении своей супруги, а заодно – в утайке части собранной с населения дани и сопротивлении ордынским посланникам. Михаил Ярославич был вызван к хану Узбеку и казнен в 1319 г. после пыток, учиненных московским князем и Кавгадыем.
Некоторые историки утверждают, что Юрий Данилович крайне неуважительно отнесся к останкам своего старшего родственника, чем шокировал жителей ордынской столицы. Поначалу он якобы даже не захотел забирать тело казненного, а затем вывез его в Москву. Семья Михаила Ярославича и жители Твери смогли похоронить своего князя лишь спустя год (!) после его смерти. Причем, Юрий Данилович запросил с вдовы и детей «много серебра» за возвращение им останков покойного.
Дмитрий Михайлович
Неудивительно, что сын Михаила Ярославича – князь Дмитрий Тверской – люто ненавидел Юрия Даниловича, виня его в смерти собственного отца. Молодой правитель не мог простить московского князя. Его месть подробно описал автор книги «Рюриковичи. Исторические портреты» (М., 2011 г.) Валерий Курганов.
В 1321 г. князь Юрий осадил город Кашин, и тогда Дмитрий Михайлович пошел на хитрость. Он вручил своему противнику баснословную по тем временам сумму в 2 тысячи рублей серебром и попросил передать их правителю Золотой Орды в качестве дани от Тверского княжества. Московский князь явно не спешил направить деньги в столицу Улуса Джучи, так что расчет Дмитрия Михайловича оказался верным. В 1322 г. он отправился к хану Узбеку с жалобой, что Юрий Данилович утаил от него тверскую дань. Разгневанный правитель Золотой Орды потребовал к себе московского князя, который явился далеко не сразу.
Противников ждал суд в столице Улуса Джучи, но Дмитрий Михайлович так сильно ненавидел Юрия Даниловича, что при встрече, состоявшейся в 1325 г., бросился на него с мечом и убил. Хан Узбек хоть и был возмущен таким самоуправством, но около года продержал тверского князя в своей ставке, а затем все-таки казнил.
Александр Михайлович
Следующим, кто получил ярлык на великое княжение и пал жертвой междоусобицы, стал Александр – младший брат Дмитрия Михайловича. В противники ему достался Иван Данилович Калита, возглавивший набиравшую силу и влияние Москву после смерти князя Юрия.
Только в 1339 г., после многочисленных интриг, Ивану Калите удалось убедить хана Узбека в неблагонадежности Александра Михайловича Тверского. Никоновская летопись просто пишет: «Много клеветаша нецыи». Помимо клеветы московский князь использовал еще одно проверенное средство – богатые дары влиятельным сановникам Золотой Орды и женам правителя.
Тверской князь был вызван в ставку хана Узбека. Он прибыл вместе с сыном Федором, оба были казнены по навету Ивана Калиты. Так с помощью монгольского хана московские князья уничтожили четырех представителей враждебного им правящего дома.
Если же говорить о монголах, то некоторые из влиятельных ордынских сановников просто пользовались междоусобицами русских князей для получения взяток и богатых даров. Но со временем из искусных стратегов, намеренно стравливавших между собой Рюриковичей, монгольские ханы превратились в непосредственных участников княжеских междоусобиц. Часто в угоду политической ситуации определенные силы в Улусе Джучи поддерживали одного князя, а их противники оказывали протекцию его конкуренту. Возникла взаимная вовлеченность Руси и Орды в дела друг друга.
А с 1359 г. в Улусе Джучи началась череда междоусобных конфликтов, известная как «Великая замятня», после которой это государство постепенно утратило былое влияние, в итоге распавшись на части.
Читайте наши статьи на Дзен