Харьков: почему он был столицей Украины до 1934 года
«Столицей гудит украинский Харьков», – писал Владимир Маяковский в 1928 году. Харьков и сегодня претендует на статус «первой столицы Украины».
От славного Львова до Хуста-однодневки
За многовековую историю почетным статусом столицы на территории современной Украины обладали десятки населенных пунктов. Вспомним хотя бы Львов, который в XIII веке стал столицей Русского королевства (Галицко-Волынского княжества). Являлся Львов столицей и в 1918 г. Правда, всего три недели. Тогда он получил статус главного города ЗУНР (Западно-Украинской народной республики). Но после захвата Львова поляками правительство перебралось сначала в Тернополь, а затем в Станислав (ныне Ивано-Франковск) – и эти города также на короткий срок прибрели столичный статус.
В 1918 году в Закарпатье была провозглашена Гуцульская Республика со столицей в крупном селе Ясиня. Республика просуществовала несколько месяцев (с конца 1918 до начала 1919), поэтому ее план войти в состав ЗУНР реализовать не удалось, а село Ясиня утратило столичный статус. Еще более короткой оказалась жизнь провозглашенной в 1939 году, но так и не признанной Карпатской Украины. Часто говорится, что ее столица Хуст просуществовала всего день, хотя небольшой городок обладал столичным статусом еще с 1938 года, с момента, когда Подкарпатская Русь стала автономной территорией Чехословакии.
Каждому гетману – свою столицу
Столичный статус фактически получал населенный пункт на той территории, где обосновывался тот или иной правитель. Особенно наглядно это видно по временам Гетманщины, когда столицей объявлялось то место, где располагалась резиденция гетмана. Одним из долгожителей в списке гетманских столиц можно считать Чигирин. Во времена Богдана Хмельницкого он с 1648 по 1676 годы являлся столицей Казацкого государства. При Иване Мазепе столица одно время находилась в Батурине. После его разрушения армией Петра Великого столицу перенесли в Глухов. Он был главным городом дважды: сначала с 1708 по 1727 год, а затем, после упразднения должности гетмана, с 1764 по 1786 год.
Нельзя не упомянуть о еще одной столице – из самых экзотических и, пожалуй, не имеющих аналогов в мире. Речь про Гуляйполе – центр анархического государства Нестора Махно, который являлся столицей Вольницы с 1919 по 1921 год.
Нерешенный спор
А вот Киев и Харьков спорят за право называться первым городом и сегодня. Причины на то весомые. Древнейший из городов Киев обрел столичный статус еще в 882 году. Не исключено, что он и дальше удерживал бы лидерство, если бы в 1169 году Андрей Боголюбский не разграбил его. Только после Октябрьской революции Киеву удалось отыграть позиции, которые он то терял, то возвращал вплоть до 1934 года. Именно тогда Киев официально получил столичный статус, окончательно закрепленный в 1991 году.
Летопись Харькова более скромная. Официальной датой его основания называют то 1630, то 1654 год, хотя средневековый Харка – один из крупнейших русских городов – известен с X века. Из приграничной крепости он быстро превратился в крупный центр ремесел и торговли. В XIX веке в нем насчитывалось более 70 предприятий – кожевенных заводов, винокурен, мельниц и пр. В годы Гражданской войны Харьков стал центром УНР и ДКР, которые в 1918 году вошли в состав Советской Украины. Неофициальный титул «первой столицы» Харьков приобрел в декабре 1919, когда стал главным городом новосозданной УСР (Украинской Советской Республики). При этом «мать городов русских» в это время являлся столицей УНР.
При поддержке товарища Сталина
В феврале 1920 Ленин назвал идею с переносом столиц «чушью», так что о ней пришлось надолго забыть. Вновь к вопросу вернулись только в 1934 году на Пленуме украинского ЦК КП(б). Тогда Первый секретарь Харьковского обкома Павел Постышев напомнил, что необходимость переноса поддержана «лично товарищем Сталиным». Проводы правительства Советской Украины из Харькова в Киев летом 1934 года получились пафосными – с громкими речами, военным парадом и торжественным Пленумом на стадионе «Динамо». На XIII Всеукраинском съезде советов в январе 1935 года приобретенный Киевом статус был официально закреплен в Конституции.
Харьков не только являлся крупнейшим индустриальным центром со времен Российской империи. По словам историка Федора Гайды, харьковчане были «ориентированы на большевистский пролетариат». К тому же, по мнению ученого, Харьков был «более русским», его в меньшей степени «затронули национальные украинские идеи». После Революции и в годы Гражданской войны Харьков заслужил репутацию пробольшевистского, в то время как Киев ассоциировался с Державой гетмана Скоропадского. Факт расположения столицы Украинской социалистической советской республики в Харькове подчеркивал сближение УССР с РСФСР. Поэтому в 1923 г. Совет народных комиссаров УССР официально провозгласил Харьков столицей молодой республики и закрепил это положение в Конституции 1929 г.
Политика компромисса
О причинах смены столицы невозможно судить однозначно. Прямое сталинское «пожелание» – лишь одна из возможных причин. Федор Гайда считает, что перенос столицы – это удачная попытка «уравновесить интересы разных политических групп» в рамках проведения общей «политики компромисса». Переносом столицы удалось «успокоить» однопартийцев, ориентированных на национальные идеи.
По мнению историка Елены Борисёнок, перенос столицы в Киев демонстрировал желание власти реализовать «большевистскую украинизацию». Другой важной причиной эксперт считает необходимость закрепления за Правобережьем официального статуса «сердцевины» и «основной части Украины». Е. Борисёнок подчеркивает, что перенос демонстрировал «победу советской версии украинской идентичности» и ознаменовывал для партийной верхушки «победу» украинизации по-советски над националистическими идеями.
Наконец, не стоит отказываться от версии идеологической смены ориентиров. С начала 30-х годов происходило фактическое возвращение к традиционализму. Киев с его богатым наследием идеально вписывался в обновленную большевистскую концепцию. «Мать городов русских» подходил на роль столицы больше, чем не обремененный летописными преданиями Харьков с его конструктивистским 108-метровым небоскребом Госпрома.