Зачем Горбачев пытался продать Калининград Германии
Сразу же после войны — с июля по август 1945-го — в Потсдаме состоялась конференция, имевшая серьезные последствия для Советского Союза. Стране-победительнице был передан немецкий Кёнигсберг и прилегающие к нему земли. Британская и американская стороны документально заверили свое согласие с этим фактом. Позднее эта территория стала зваться Калининградской областью.
Странное решение
Спустя 65 лет в онлайн-журнале «Spiegel» появилась статья о том, что в 1990 году Михаил Горбачев намеревался вернуть Калининград немцам, но не просто так, а за соответствующее масштабам сделки вознаграждение. Об этом якобы сообщалось в секретном донесении немецкого посольства от 2 июля того же года.
Удивительно, но на переговорах «2+4» Советский Союз действительно собирался пересмотреть итоги Потсдамской конференции. С одной стороны в них участвовали ГДР и ФРГ (2), с другой — Великобритания, США, Франция и СССР (4). В немецкое посольство было передано письмо генерала Гелия Батенина. Тот утверждал, что советское правительство созрело для возврата бывшего прусского города его истинным владельцам.
Генерал также добавлял, что Калининградская область пребывает в плачевном состоянии. Для Советского Союза она скорее балласт, нежели важный экономический и стратегический объект. В ответ немецкий дипломат Иохим фон Арним сказал, что сложности Советского Союза с развитием этой территории — его собственные проблемы.
Почему немцы отказались
После падения Берлинской стены вся Европа настороженно замерла. Объединение разрозненной до этого Германии казалось угрозой новой войны. Маргарет Тэтчер, Франсуа Миттеран и другие европейские лидеры пришли в ужас, что новая объединенная Германия может оказаться гораздо опасней, чем во времена Третьего Рейха.
Да и сами немцы не могли достичь единства в этом вопросе. Часть населения скептически относилась к падению Берлинской стены; другая настаивала на необходимости прекращения братской розни. Обстановка и в Европе, и в самой Германии была более чем напряженной. В такой ситуации легко понять фон Арнима. Дипломат просто не поверил генералу Батенину, приняв того за агента КГБ.
Проблема заключалась еще и в том, что в Калининградской области давно не осталось немцев. Она просто не вписывалась в оправдывающую слияние ФРГ и ГДР концепцию объединения разделенного когда-то немецкого народа. Мировая общественность могла расценить возврат Калининграда Германии как реваншизм.
Почему Союз хотел избавиться от «трофея»
Мотивы советской стороны обсуждаются до сих пор. Одни эксперты утверждают, что ей требовалась дипломатическая «подушка безопасности» на будущее. Другие считают, что Горбачеву действительно было необходимо избавиться от экономически не выгодного «балласта» и получить взамен него миллиардные займы, которые могли бы очень помочь в перестроечный период.
Персона Гелия Батенина
Выяснить, кем же в действительности был Батенин, оказалось не так-то просто. Немецкий «Spiegel» не дал по этому поводу никаких комментариев. В номере «Berliner Zeitung» от 5 мая 1990 года упоминается, что этот человек являлся «военным экспертом ЦК».
Другие европейские издания сообщают, что в прошлом Гелий Батенин командовал подразделением баллистических ракет и написал книгу «Европа. Контуры безопасности». Информации о том, что он работал на спецслужбы и по чьему-то указанию пытался спровоцировать немцев, нет.
Попытка № 2
Немецкие онлайн-журналы сообщают, что через год Михаил Горбачев опять сделал попытку продать Калининград за 70 млрд. дойчмарок. Переговоры якобы велись с канцлером Колем. В их ходе цена была снижена до 48 млрд., но дальше обсуждения дело не продвинулось. Не согласился на сделку и Ганс Геншер, немецкий министр иностранных дел.
Сам Горбачев категорически опровергает изложенную в «Spiegel» информацию. По словам бывшего президента, это немецкое издание берет на себя слишком много, бездоказательно приписывая высшему советскому руководству такие важные действия. К тому же вся эта история появилась только в онлайн-версии журнала, тогда как в печатном номере ничего похожего и близко не было.
До сих пор не ясно, действительно ли Советский Союз был готов продать Калининград Германии или фон Арним неправильно истолковал слова Батенина. Зато эта запутанная история красноречиво свидетельствует о том, насколько двусмысленной была тогда политическая обстановка в Европе и какой сумбур царил в высших эшелонах власти СССР.
Читайте наши статьи на Дзен