Зачем преступники на Руси разоряли кладбища
В царской России иногда случалось, что преступники проникали на кладбище с целью раскопать могилу. Однако традиция класть в гроб к покойному ценные вещи к тому времени давно ушла в прошлое. Что же было нужно ворам?
«Мёртвый сон» и «невидимость»
Среди преступников дореволюционной эпохи были широко распространены различные суеверия, в том числе связанные с покойниками. «В народе существовало поверье, что, раздобыв голову или руку мертвеца, можно было вполне безопасно заниматься воровством вследствие особого магического влияния на владельцев похищаемого имущества», — пишет исследователь Виктор Андрощук.
Для того, чтобы указанное средство подействовало, применялись особые магические ритуалы. Согласно «Словарю русских суеверий» Елены Грушко и Юрия Медведева, воры поступали следующим образом: прокравшись в дом, где спали люди, преступники делали над хозяевами взмахи руками, держа похищенные из могилы зубы. Считалось, что таким образом можно «навеять» на владельцев жилища «мёртвый сон».
Другой способ – прошептать особый заговор ещё на улице, перед заходом в помещение. «Пускай люди в этом доме заснут и проснутся не раньше, чем эта кость», — говорил вор. Разумеется, это не «помогало». Если домушник был неумелым или слишком шумным, его ловили. Но порой хозяева действительно спали так крепко, что обнаруживали пропажу вещей только наутро. В случае удачи, вера воров в «чудодейственное средство» укреплялась.
Байки о помощи мертвецких атрибутов передавались среди уголовников из уст в уста. Ещё более удивительное поверье пришло в Россию из Германии. Немецкие разбойники считали, что свеча, слепленная из вытопленного человеческого жира, способна сделать человека невидимым. Как считают исследователи, миф о невидимости происходил из самого ключевого свойства мира мёртвых – его никто не видит: «Умершие так же невидимы, как Аид. Из этих представлений развивается магия достижения невидимости живыми людьми», — отмечает доктор филологических наук Ромэн Назиров.
По принципу «клин клином вышибают» мертвецы служили и «защитой» от краж. Для этого следовало обнести человеческий череп вокруг двора. Впрочем, куда проще было завести в доме чёрную собаку, кошку или петуха.
Дело о похищенной голове
Православная церковь испокон веков с помощью проповедей боролась с колдовством. Однако зачастую разбираться в тонкостях народных суеверий приходилось не священникам, а полиции. Одно из таких дел, произошедшее в 80-х годах XIX века, известно из материалов Минского окружного суда. Все началось с того, что малолетний житель города Игумена во время игры залез в сарай к 50-летнему мещанину по фамилии Вериго. Там ребёнок увидел чью-то голову, и от страха тут же вылез наружу, голося на весь двор. Пока другие взрослые выясняли, в чём дело, Вериго выхватил из сарая некий круглый предмет и спрятал его в сене. На просьбу показать эту вещь мещанин отвечал так: «Отвяжись, тут ничего нет! Мало ли, что дитя выдумает». Но соседи не успокоились и вызвали полицейского надзирателя. Во время обыска голова была найдена. Она принадлежала женщине, скончавшейся в возрасте 60 лет. После опроса местных жителей стало известно её имя. Как рассказал сын покойной, его мать умерла за месяц до инцидента в сарае. На похоронах присутствовал и мещанин Вериго. Вскрытие могилы показало, что тело действительно лишено головы. Вериго утверждал, что голову ему подбросили недоброжелатели, но обвинителям удалось доказать, что горожанин украл её из суеверных побуждений. Мужчину осудили на 3 года и 9 месяцев лишения свободы.
Ещё более тяжкие преступления порой совершались ради изготовления «воровских свечей». Например, крестьянин Ефим Землянин, житель Белгородского уезда Курской Губернии для этой цели в 1887 году задушил в лесу девушку. 7 месяцев он успешно воровал, пока, в конце концов, не попался. Сгорела ли свеча до конца, неизвестно, но стать невидимым преступнику, разумеется, не удалось. Суд приговорил убийцу к ссылке на Сахалин. Стоит отметить, что воровские суеверия, к счастью, отошли в прошлое в начале XX века.
Читайте наши статьи на Дзен